Рассказывают, что однажды правитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб с некоторыми сподвижниками выехал в Шам (современные Сирия, Иордания, Ливан и Палестина). Но по пути ему пришла весть о том, что в Шаме распространилась чума и от этого погибли многие люди. Он решил вернуться и запретил всем, кто находился с ним, продолжать путь. На что Абу Убайда ибн аль-Джаррах сказал ему:
- Неужели мы бежим от предопределения Аллаха о, повелитель правоверных?
- Абу Убайда! – ответил Умар. – Да, мы бежим от одного предопределения Аллаха к другому предопределению Аллаха. Что ты скажешь на счет того, если у тебя были бы верблюды, и был выбор, пасти их на плодородном или на неплодородном поле. И если бы ты их пас на плодородном поле - это было бы по предопределению Аллаха, и, наоборот, если бы ты пас их на неплодородном - это тоже было бы Его предопределением. Так что да, мы идем от одного предопределения Аллаха к другому.
Предопределение иногда становится камнем преткновения на пути активности, целеустремленности и инициативности верующих. Потому что ими предполагается, что если «все предопределено», то нет смысла стараться что-то изменить, и даже они постараются сделать выбор, то это будет не их выбор, а выбор, сделанный за них Всевышним.
В зависимости от того, какое положение человек занимает относительно убежденности в предопределении, он будет либо активным и заинтересованным в своей судьбе, либо безынициативным и безответственным. Так, если принимать предопределение как рамки, которыми ограничена жизнь, за которые человеку не удастся выйти даже при усердных стараниях, то его ждет последнее – потеря мотивации и жизнь по течению обстоятельств, без настойчивости менять то, что его не устраивает и не приносит пользы. Если же принимать предопределение как причину, по которой человек может достигнуть радости мирской и блаженства последней жизни, то это следственно будет придавать ему сил и свободы для жизненных маневров.
Однако же в Коране наряду с аятами, в которых говорится о предопределенности, есть и аят, который напоминает об ответственности и свободе воли человека, дарованной Богом:
«Воистину, Аллах не меняет положение людей до тех пор, пока они сами себя не начнут менять» (сура «ар-Раад», «Гром», аят 11).
В другом аяте говорится: «Все постигающее вас из бед и несчастий – результат ваших дел. (Но) Он (Аллах) прощает вам многое» (сура «аш-Шура», «Совет», аят 30).
И в суре «аль-Зальзаля» («Сотрясение»): «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (аяты 7-8).
Подобные откровения не дают человеку возможности отказываться от ответственности за совершаемые им поступки, списывать свои промахи на счет предопределения и воли Творца, потому что Творец Сам в Коране сообщает о возможности человека влиять на свою судьбу и качество жизни в обоих мирах: кто верует и совершает добро, будет помилован и обрадован, а тот, кто творит нечестие и отвергает истину, окажется в убытке.
Правильное понимание предопределения отражается в союзе упования на Аллаха, надежды на Его помощь и принятие с целеустремленностью, активностью и инициативностью в улучшении своей жизни. Подобно тому как поступали Пророк и его праведные последователи – как сказал о них один из богословов: «Праведные халифы и сподвижники Пророка в поте лица своего преодолевали жизненные трудности, крепко-накрепко держась за причины. А ведь они лучше других понимали и практиковали умение полагаться на Творца и уповать на Его милость!»
Ася Гагиева