Некоторые могут ошибочно полагать, что мусульманам разрешено проявлять доброту и справедливость только по отношению к единоверцам. Иногда и сами мусульмане, не достаточно хорошо знающие свою религию, могут придерживаться подобного мнения. Однако, нам завещано совершать добро и следовать справедливости, кого бы она ни касалась.
Как говорится в Коране:
«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или неимущим, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Сура «ан-Ниса», аят 135).
В другом аяте сказано:
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (Сура «аль-Маида», аят 2).
Эти последние предложения второго аята суры «Трапеза» были ниспосланы в Медине, когда мусульмане уже не были угнетаемым меньшинством, а стали сильной общиной, возглавляемой Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха. В Медине установились религиозные законы и правила о нравственном и праведном поведении, и в этих двух кратких предложениях мусульманам сказано помогать друг другу быть праведными и благочестивыми, но не помогать в грехе или преступлении границ.
В чем состоит важность взаимопомощи?> .>
Эта тема, которая повторяется на протяжении всего Корана. Но значит ли это, что мусульмане побуждаются к совершению добра только в отношении единоверцев?
Как говорят толкователи об этом призыве:
«Всевышний не указывает, кому именно мы должны помогать, потому что он имеет в виду, что мы должны помогать всем людям, независимо от их религии, расы или этнической принадлежности. Сотрудничество не должно ограничиваться теми, кто исповедует одну и ту же религию, и точно так же мы не должны сотрудничать с людьми, совершающими грехи и преступления только потому, что они наши собратья-мусульмане».
Как будто предвосхищая ложные толкования призыва к добру, был ниспослан следующий аят:
«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ» (Сура «аль-Мумтахана», аят 8).
Он ниспослан в то время, когда среди мусульман начало зарождаться мнение, что быть хорошим мусульманином значит враждовать с теми, кто не разделяет их религиозных убеждений.
Имам Ахмад передал от Абдулла ибн аз-Зубайра следующее:
«Катила пришла к своей дочери Асме бинт Абу Бакр с подарками: мясом, сыром, жиром. Она была многобожницей, и Асма отказалась принять ее подарки и не разрешила ей войти в дом. Когда о случившемся Аиша спросила Посланника, мир ему и благословение Аллаха, был ниспослан аят: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии…» до конца аята. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел ей впустить ее в дом и принять ее подарки» (Хаким, Табари).
10 правил взаимоотношений с соседями-немусульманами> >
Вражда и двойные стандарты не только являются противоречием пророческому примеру, но также лишают человека спокойствия и умиротворения. Подобно тому, как он испытывает вражду и ведет себя по-разному в зависимости от религии других, он начинает думать, что такое же поведение практикуется иноверцами и в отношении него. Мнительность плодит вражду и увеличивает число преступлений.
Всевышний предостерегает нас от такой преступной подозрительности:
«О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом» (Сура «аль-Худжурат», аят 12).
Праведность, справедливость, помощь другим приносят чувство внутренней удовлетворенности и радости. К кому бы они не применялись. Это не только приближает чувственно к Творцу, но и побуждает других поступать так же.
Всякий раз, когда мы сотрудничаем с другими, предписываем морально правильное поведение или помогаем другим почувствовать блаженство повиновения Богу, мы действительно обеспечиваем себя дополнительными наградами и приближаемся к чувству блаженства и умиротворения.
Как мусульманин должен относиться к представителям других конфессий?> >
С другой стороны, соучастие в грехе, травле, в нарушении установленных границ вызывает тревогу, боль и страх. Мы лишаемся чувства безопасности и становимся уязвимыми перед жизненными трудностями. Помогая другим в грехе, мы становимся полноценными его участниками. И горечь этого соучастия невозможно стереть никакими оправданиями, например, что это человек другой религии, что он преступник и т. д.
Таким образом, возможно, призыв к добру и справедливости, не разделенной на расы, религии, культуры, — это не только защита других от нашего зла, но и защита нас самих – от зла возможной «религиозно обоснованной» вражды, высокомерия и преступления границ.
А Творцу известно об этом лучше.
Ася Гагиева