В Исламе определенное время и место являются особенно важными и благословенными для верующих. Хотя верующий может совершать поклонение в любое время и оно может быть так же принято, некоторые периоды времени отмечены особенным благословением.
Так же и места – хотя вся Земля в принципе может быть местом поклонения, некоторые из них (например, три мечети) выделяются среди остальных по значимости. Это пробуждает в психологии верующего стремление искать эти уникальные возможности, чтобы приблизиться к Аллаху.
А такой поиск в свою очередь рождает массу положительных эмоций: благоговение, восхищение, удивление, предвкушение, рвение, волнение, надежду и тоску, которые можно объединить словом «шоук» - томление, стремление к близости с Творцом.
В эпоху цифровых технологий, служащих отвлекающими факторами, и материалистического безрассудства, часто акты поклонения умещаются в короткие промежутки нашей повседневной жизни, которые в целом не дают полного преобразующего духовного опыта. Серьезное глубокое поклонение требует не только кратких молитв, но и того, чтобы молитвы определяли наше направление в жизни. Таким образом, ислам предлагает возможности для интенсивных духовных переживаний, которые включают отстранение от дуньи (мирской жизни) и от ее отвлекающих факторов.
Величайшей из таких возможностей являются благословенные ночи Рамадана. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто бы ни проводил ночи Рамадана в молитве по вере и в надежде на награду, ему будут прощены его предыдущие грехи» (ан-Насаи).
А главной из этих возможностей являются последние десять ночей Рамадана. Как рассказывает жена Пророка Аиша (р.а.): «Когда наступали последние десять дней рамадана, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, потуже затягивал свой изар, бодрствовал по ночам и будил членов своей семьи» (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим).
Передают также, что Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уединился в мечети в первые десять дней Рамадана. Потом он продолжил уединение во второй декаде Рамадана. Потом он сказал: «Я уединился в мечети в первой декаде Рамадана, чтобы застать ночь предопределения. Потом я продолжил уединение во второй декаде. Потом мне было ниспослано откровение о том, что эта ночь – в последней декаде. Поэтому тот из вас, кто хочет уединиться в мечети, пусть делает это в последние десять дней рамадана» (Муслим).
Со слов Аиши Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уединялся в мечети в последние десять дней Рамадана до тех пор, пока Всемогущий и Великий Аллах не призвал его к себе, а после его смерти также стали поступать и его жены.
Однако в Исламе не существует ни дня, ни ночи, важность которых была бы подчеркнута больше, чем ночь, известная как Лейлят уль-Кадр (Ночь Предопределения). 97-я глава Корана полностью посвящена этой ночи:
«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или величия)
Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения (или величия)?
Ночь предопределения (или величия) лучше тысячи месяцев.
В эту ночь ангелы и Дух (Джибрил) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям.
Она благополучна вплоть до наступления зари»
Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сообщает, что однажды, когда начался месяц Рамадан, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «К вам пришел месяц Рамадан, в нем есть ночь, которая лучше тысячи месяцев, и тот, кто лишился этой ночи, тот лишился всех благ. Тот, кто лишился блага этой ночи, тот действительно лишенный» (Ибн Маджа).
Но точно неизвестно, которая из последних десяти является ночью предопределения. Как сказано в хадисе: «Ищите Лейлят уль-Кадр в нечетные ночи последних десяти ночей Рамадана». В этой неизвестности заложена мудрость, о которой говорили ученые. Как пишет Ибн Кудама аль-Макдизи (ум. 620 г.):
«Бог скрыл эту ночь от уммы, чтобы верующие могли стремиться искать ее и совершать поклонение в течение месяца в надежде «попасть» в нее. Точно так же Он скрыл от нас час особого принятия мольбы в пятницу, чтобы в течение дня человек умножал мольбы и взывания к Нему, и Он скрыл Свое Величайшее Имя (исм аль-А'Дхам) среди Своих Божественных Имен и Своего Удовольствия с помощью актов послушания, чтобы люди могли стремиться к ним. И Он скрыл продолжительность жизни человека и Час [Судного дня], чтобы человечество постоянно стремилось к добрым делам, умножая их и не сдаваясь в поклонении».
Таким образом, как Рамадан, так и последние его ночи являются возможностью на время отставить мирские заботы, и отстранившись от привычных хлопот, посвятить свое время, поиск, силы обращению к Творцу, к Его милости, щедрости, любви. Незнание этой ночи заставляет нас погрузиться в поклонение на целых десять ночей, а не просто «выследить и отмолить» ее подобное выполнению одной из мирских задач.
Ася Гагиева
Также по этой теме читайте:
Получат ли награду те, кто пропустят ночь Предопределения?
Что писал русский поэт Иван Бунин о ночи Лейлят уль-Кадр?