Наверно для многих кажется проклятьем или магией тот факт, что к человеку часто возвращается то, в чем он обвинял других. О неизбежности такого «возврата» есть хадис. Имам ат-Тирмизи и ат-Табарани сообщили от Муаза Ибн Джабаля, что Пророк (мир ему) сказал: «Если кто-то обвинит своего брата в грехе, он не умрет, пока сам не совершит этот грех».
От Хасана аль-Басри передается: «Сподвижники говорили: «Кто обвинил своего брата в грехе, от которого он покаялся Всевышнему Аллаху, Свят Он и Велик, тот не умрет, пока не испытает его Аллах этим грехом»».
Говорят, сами мусульмане отслеживали эту «логику» и осознавали свои проступки, когда с ними приключалась беда. Например, когда Мухаммада бин Сирина посадили за долг, передают, что он сказал: «Я помню грех, за который меня посадили: сорок лет назад я сказал одному человеку (упрекнул его): «О, неимущий».
С точки зрения психологии в подобных происшествиях нет никакой «магии». Основанием подобных бумерангов служат определенные особенности психики, которые для многих остаются незнакомыми. Дело в том, что человеческая психика состоит из разных частей. То есть мы, по сути, не являемся чем-то единым целым, а скорее подобны огромному полотну, в котором собраны разные лоскутки.
«Лоскутки» в данном контексте это наши эмоции, ценности, стремления, опыт и т.д. Некоторые из них мы осознаем, понимаем и принимаем. Но есть «лоскутки», которые мы не хотим в себе ни видеть, ни признавать, но при этом они остаются неотъемлемой частью нашего большого психологического «полотна».
Мы можем закрыть глаза, или на языке психологии вытеснить из сознания то, что нам неприятно знать о себе или принимать в себе. Но вытесненное не исчезает. Мы начинаем замечать это в других и эмоционально реагировать на это.
Например, мы не хотим замечать собственное скупердяйство, но с удовольствием или с гневом отметим это качество у другого. Поэтому мудрые люди говорят: хочешь узнать человека, послушай, что он говорит о других. Ведь по сути мы не можем сказать о другом человеке ничего, что не касалось бы нас самих, будь это что-то хорошее или плохое. Иначе, если б этого не было в нас самих, мы бы не замечали и не реагировали бы на чужое поведение. Но только ли в словах проявляется спрятанный в наших душах материал? Нет, не только.
Он проявляется в неожиданных для себя и других поступках, которые мы совершаем. Мы можем долгое время играть в праведников, вытеснив все, что не согласуется с образом праведника, но потом внезапно совершить бесчеловечный или аморальный поступок, разрушающий этот образ до основания. Почему? Шайтан? Джинн? Порча, сглаз? Нет.
Просто чем сильнее мы пытаемся избавиться от некоторых черт, тем больше они «привязываются» или, будучи вытесненными, набирают силу. До тех пор, пока этой силы не будет достаточно, чтобы, обойдя сознание и его защиты, воплотиться в каком-нибудь диком или неприглядном поступке. Этот конфликт решается, если быть с собой честным, осознавать свои земные пристрастия и принимать их (принимать не значит следовать за ними).
И всякий раз, замечая прегрешение другого, признавать, что у тебя самого есть склонность к такому же проступку (и если ты будешь внимателен к себе, то ты его непременно обнаружишь в настоящем или в прошлом), и причина твоего раздражения не в другом человеке, а в самом тебе, в том, что ты пытаешься отрицать в себе то, что тебе не нравится. Если, отвернувшись от изучения самого себя, продолжать тыкать в других, рано или поздно истина выйдет наружу, и узнать настоящего себя придется уже в добровольно-принудительном порядке и в неприглядном свете.
Поступок, который хуже, чем прелюбодеяние
Один из шейхов давал такое наставление в целях воспитания смирения и скромности в человеке:
«Всякое прегрешение твоего брата, за которое ты его унизил, вернется к тебе. Такое унижение возникает по причине злорадства. Знай, что если ты высокомерно злорадствуешь над братом по причине его греха, то твой грех хуже, чем его грех, так как ты восхваляешь самого себя. Как будто бы человек заявляет, что он свободен от грехов, а его брат погряз в грехах.
Но, может быть, твой брат совершит покаяние и почувствует свою униженность, станет смиренным. Этим самым он освободится от высокомерия и самовосхваления. Может быть он будет стоять перед Аллахом, опустив голову, смиренно, с опечаленным сердцем. Может быть, это для него лучше, чем твое богоугодное деяние, посредством которого ты самообольстился.
Человек может посчитать, что этим благим делом, он сделал одолжение Всевышнему Аллаху и людям. В данном случае тот, кто совершил прегрешение ближе к милости Всевышнего Аллаха! И если раб проспит всю ночь, но проснется, сожалея об этом, это для него лучше, чем молиться всю ночь, самообольстившись.
Самообольщение мешает принятию деяния раба. И если раб смеется, но признает свои грехи, это для него лучше, чем плакать, считая себя великим. Поистине, в отношении праведников и грешников есть у Аллаха много тайн, которые знает только Он. Есть даже такие тайны, которые не знают ангелы, записывающие деяния».
Ася Гагиева