Как гласит известная пословица «Свято место пусто не бывает». В условиях идеологического кризиса, социальной и политической нестабильности это «свято место» человеческих умов, к сожалению, «оккупируется» не лучшими идеями. В данном случае речь идет о религиозном фанатизме, толкающем верующих, в особенности молодого возраста, на самые необдуманные поступки. Что такое религиозный фанатизм – проявление сильной веры или порождение глубокого страха? И где искать его психологические истоки?
Фанатизм определяется как крайняя степень приверженности, сопровождающееся абсолютной увлеченностью религиозной деятельностью, слепым следованием за единомышленниками и категорическим неприятием других идей и ценностей. Фанатизм можно рассматривать как форму зависимости, для которой «подкрепляющей дозой» становится преследование инакомыслящих и проявление к ним враждебности. Что побуждает человека присоединяться к рядам людей с подобной идеологией?
Можно выделить несколько причин фанатизма (в том числе и религиозного).
Фанатики часто берут за основу убеждения, которые соответствуют их эмоциям, настроениям, их личному мнению. При этом они скрывают, либо игнорируют те факты, положения, которые противоречат их идеям. Такое поведение противоречит поведению искренних мусульман, общину которых Всевышний Аллах в Коране назвал «срединной общиной, посланной на благо человечества». Также в одном из хадисов Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, порицал проявление крайностей: «Чрезмерно строгие (проявляющие чрезмерную строгость) погибнут».
Не проверяя достоверность преподносимой информации, фанатики легко впадают в заблуждение. В Коране Всевышний Аллах говорит: «Не следуй за тем, о чем у тебя нет знания…» (сура «аль Исра», «Ночное путешествие», аят 36). Также в другом аяте говорится: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию (невинных) людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» (сура «аль Худжурат», «Комнаты», аят 6).
Когда у человека не сформирована своя система ценностей, ему легко привить любую другую. Готовые идейные системы легко вкладываются в незагруженное размышлениями сознание, что побуждает человека бездумно следовать за своими «программистами». Здесь будет не лишним вспомнить историю Вабиса бин Масъуда, да будет доволен им Аллах. Однажды он пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросить о том, что такое благочестие и что такое грех, на что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Спроси об этом своё сердце. Благочестие есть то, в чём ощущают уверенность сердце и душа, а греховным является то, что (шевелится) в душе и (не даёт покоя) сердцу, даже если люди (не раз) скажут тебе (, что это дозволено.) (Ахмад и ад-Дарими приводят этот хадис в своих «Муснадах») Враждебность и высокомерие в отношении других людей, свойственные фанатикам, никак не могут внушать сердцу уверенность и спокойствие.
Когда человек не реализует свои способности, силы в полезной деятельности, когда он не осознает ценности собственной жизни и не достигает ее смысла, тогда ему, как и в предыдущем случае, легко внушить «смысл жизни» через следование определенной идеологии. Как правило, фанатики подсознательно считают себя миссионерами, призванными принести благо и последнюю истину остальному невежественному миру. Но они забывают, что «благие идеи» нельзя навязать, насильно привить, заставить им следовать. «Нет в религии принуждения». Всевышний Аллах сказал в Коране: «Мы лучше знаем те измышления и ложь, которые они говорят о твоей пророческой миссии. Ты не властен над ними, чтобы принудить их делать то, что ты желаешь. Ты - лишь увещеватель. Так наставляй и напоминай же Кораном верующим, которые боятся Моего наказания, чтобы наставления и напоминания принесли им пользу» (сура «Каф», аят 45).
Человеку свойственно сомнение и скептицизм. Но фанатики это сомнение подавляют, как преступные вылазки против их непоколебимой веры. Сомнение – это главная психологическая причина возникновения фанатизма. Джеймс Холлис в одной из своих книг пишет по этому поводу: «Одно из базовых психологических наблюдений звучит довольно резко: «То, что ты видишь, является компенсацией того, чего ты не видишь». Другими словами, воинствующая убежденность, религиозное рвение, с трудом скрываемая враждебность – все это верные признаки тайного сомнения и уныния. То, что я не способен признать в себе, по определению представляющее собой теневой момент, я буду воинственно отвергать в окружающем мире. Вот почему я становлюсь фанатиком и просто обязан заставить тебя согласиться со мной, даже вырвать согласие силой, если понадобится. Если же ты во всем согласен со мной, значит, несомненно я прав и, следовательно, моей безопасности ничто не угрожает». Но сомнения не были лишены даже современники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Что уж говорить о нас, поколениях мусульман, отдаленных от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, тысячелетиями. В сборнике Сахих Муслим есть хадис, где рассказывается, что группа сподвижников пришла к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и пожаловалась ему, что им приходят в голову различные сомнения, и им после этого очень стыдно. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил у них: «Вы действительно испытываете подобные чувства?». Они ответили утвердительно. Тогда он сказал им : «Это явный признак имана» (Сахих Муслим, хадис 357). Человеческая душа неоднородна, и там, где есть вера, есть место и сомнению. Но это не причиняет проблем, если не акцентировать свое внимание на этом, проблемы начинаются, когда мы хотим скрыть его даже от самих себя.
Таким образом, мы видим, что к фанатизму приводят не искренность в вере и не набожность, а гораздо менее благовидные причины. Более того, обычно фанатики как раз и не отличаются истинной набожностью – повторение чьих-то красивых слов у них часто идет рука об руку с совершением некрасивых, безнравственных поступков, за которые они даже не испытывают стыда. Своей нетерпеливостью в отношении других, своим «религиозно обоснованным» высокомерием и желанием управлять другими религиозные фанатики сами же нарушают те высоконравственные заповеди и противоречат тому благородному образу жизни, который вел и которым жил сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а также его сподвижники и искренние последователи.
Ася Гагиева