С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Оказывать почтение и хороший прием – это одно из самых общих определений уважения. Если быть более точным, уважение предполагает обходительное отношение к чувствам, ценностям других и связано с такими качествами как честь, доброта, послушание и терпимость. Так какую роль играет уважение в Исламе? Ислам предписывает каждому человеку относиться к другим с честью, достоинством, уважением. И больше остальных такого отношения заслуживает Создатель. Уважение к Нему начинается со служения и послушания Его приказам и следования принципам высокой нравственности, установленным в Исламе:
«Те, которые повинуются Аллаху и Его посланнику, боятся Аллаха и исповедуют богобоязненность, обрели успех» (сура «ан-Нур», «Свет», аят 52).
Этот успех невозможен без уважения к Создателю, человечеству, окружающей среде и… к самим себе. Потому что наше отношение к себе тоже влияет на качество наших поступков. Понимание того, что мусульмане – единая нация, что каждый из нас – творение Всевышнего также ложится в основу фундамента уважения.
Мораль Ислама построена на том, что мы отвечаем не только за собственные дела, мысли, слова, но и за то, какое влияние они оказывают на окружающий мир, на общество. Поэтому наша религия призывает нас сдерживать зло и распространять добро, а также возвышать такие ценности как мир, любовь, сострадание к другим. Ведь невозможно полноценно служить Всевышнему не проявляя уважение к чести и репутации Его творений. Такое отношение включает в себя воздержание от таких грехов как злословие, ложь, сплетни и клевета.
Уважать человечество значит остерегаться того, что может привести к раздорам, конфликтам, моральному или другому ущербу. В Коране Всевышний Аллах говорит:
«О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах - Принимающий покаяния, Милосердный» (сура «аль Худжурат», «Комнаты», аят 12).
Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, толкуя данный аят, сказал, что Всевышний уподобил злословие поеданию мертвого мяса человека, потому что поедание мертвечины вызывает естественное отвращение и отторжение. Такие же чувства должен испытывать человек к тому, чтобы осквернять честь, достоинство другого. Под уважением понимается забота о другом, без того, чтобы кромсать его личность на части (обсуждая его) как стервятник кромсает тела мертвых животных.
Некоторые могут сказать, что злословие – это только слова, и они не могут причинить особого вреда. На самом деле слова имеют силу, о которой мы не подозреваем. Даже если не учитывать того, что их могут передать и причинить боль тому, о ком они были сказаны. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, человек может сказать всего одно слово, не видя в нём ничего плохого, из-за которого он будет в течение семидесяти осеней падать в Огне» (Муслим, Бухари).
Имам ан-Навави сказал: «Смысл этого в том, что (он произнёс их) не поразмыслив и не подумав об их отвратительности и не побоявшись последствий от этого… Всё это побуждает беречь язык, как сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, кто верует в Аллаха и в Судный день, пусть говорит благое или молчит». И тому, кто хочет что-то сказать или повести речь, следует подумать (о пользе своих слов) прежде, чем начать говорить. Если будет видна польза от этого, пусть говорит, а если её нет, то (лучше) промолчать».
Поучителен случай, произошедший с Суфьяном ибн Хусайном. Он рассказал: «Однажды я упомянул плохо об одном человеке перед Ийясом ибн Му’ауией. Тогда он посмотрел мне в лицо и спросил: «Ты совершал военный поход на римлян?» Я сказал: «Нет». Он спросил: «А на синдхов, индусов или турков?!» Я ответил: «Нет». Тогда он сказал: «Спаслись от тебя римляне, синдхи, индусы и турки, а твой брат-мусульманин от тебя не спасся?!» И Суфьян утверждает: «После этого я больше так не поступал».
Злословие – это не «безобидные слова». Это значит говорить о другом что-то, что уничижает его достоинство, честь. Согласно одному из определений - «говорить за спиной другого то, что не понравилось бы ему, если бы ты сказал это в лицо». Имам Навави сказал, что злословие включает в себя обсуждение того, что касается «тела, религиозной практики, мирских дел (положения), физического облика, морального облика, его состояния, родителей, детей, супруга (супруги), слуги, одежды, дел, того, как он улыбается, хмурится и тому подобного, что относится к нему. И не имеет значения, сказано это словом или жестом».
Одним из распространенных мифов о злословии является миф о том, что от него невозможно избавиться или полностью отстраниться. Потому что если ты сам перестаешь злословить, то приходится слушать «из вежливости» злословие других людей. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Почему, когда вы услышали это, вы не сказали: «Нам не подобает говорить такое. Пречист Ты! А это - великая клевета» (сура «ан-Нур», «Свет», аят 16) Следует помнить, что в моральный облик мусульманина входит не только то, чтобы он сам отстранялся от греха, но и помогать другим удержаться от него. Поэтому если мы слышим злословие, то вежливость здесь уместна только в контексте конфронтации – сделать вежливо напоминание, что злословие – это мерзкое дело, недопустимое для верующих. И тому, кто искренне стремится помочь себе (в благом), Всевышний непременно поможет.
Ася Гагиева