Неправильное толкование некоторых аятов и хадисов приводит к тому, что верующие начинают сомневаться в справедливости Всевышнего – а именно – в том, что Он будет судить по справедливости и мудрости, а не по Своей воли без причин и обоснования. Они считают, что обитание в Раю или Аду – дело случая или «прихоти», а не следствие их поступков и намерений. К подобным мыслям приводят следующие аяты и хадисы, истолкованные «однобоко»:
«Его не спрашивают о том, что Он совершает» (сура «аль Анбия», «Пророки», аят 23)
«Неужели они не опасались хитрости Аллаха? Хитрости Аллаха не опасаются только люди, терпящие убыток» (сура «аль Анъам», «Преграды», аят 99)
«Бывает, что человек совершает дела обитателей Рая до тех пор, пока не приблизится к нему на расстояние одного локтя, а потом сбывается написанное ему на роду, и он начинает совершать дела обитателей Огня и попадает в него» (хадис Бухари, Муслим)
Приводится в подкрепление доводов история Иблиса, который был возведен до уровня ангелов, который не оставил ни одного места без поклона, но его постигло предопределение и он был проклят.
Когда такие убеждения проникают в сердце верующего, это делает его менее старательным в делах угодных Всевышнему и более невнимательным к грехам. Это внушает недоверие к Всевышнему и равнодушие к состоянию своих дел.
Ученые дали разъяснения по данному вопросу, сказав: «Всевышний Аллах сообщил, - а Он Правдивый и исполняет Свои обещания, - что Он поступает с людьми в соответствии с тем, как поступают они, и воздает им за их дела, и вершащий благие дела не должен бояться притеснения и несправедливости с Его стороны или ущемления своих прав, и он не должен бояться, что с ним поступят несправедливо и скверно. Всевышний не оставляет без награды творящих добро, и Он не упустит из дел раба Своего ничего даже весом с мельчайшую частицу и не поступит с ним несправедливо: «А если поступок окажется хорошим, то Он приумножит его и одарит от Себя великой наградой» (сура «ан-Ниса», «Женщины», аят 40)
В Коране Всевышний Аллах говорит: «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его» (сура «аль Залзала», «Сотрясение», аят 7) Ибн Касир сказал об этом аяте следующее: «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу...» - т.е. весом даже с маленького муравья, «...увидит его» - т.е. в Книге деяний, и это порадует его. Каждое благое и дурное дело записывается. За одно плохое дело записывается одно плохое, а за одно хорошее - десять хороших. В Судный День Аллах умножит каждое хорошее дело верующих десятикратно и сотрет за одно совершенное хорошее дело десять плохих. А тот, у кого хорошие дела перевесят плохие на вес пылинки, войдет в Рай. «Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на любовь к ней» (76:8), некоторые мусульмане стали считать, что они не получат награду за небольшое подаяние. И когда к их порогу приходил нуждающийся, то они посчитали малым, если подадут ему один финик, орех, кусок хлеба и т.п. Они говорили: «Мы получим награду за то, что подаем из того, что дорого нам самим». Другие мусульмане полагали, что они не будут наказаны за мелкие прегрешения, такие как взгляд, вымысел, гийбат и т.п. Они говорили: «Аллах пообещал Огонь за тяжкие грехи». И тогда Аллах побудил их не пренебрегать малыми добрыми делами, которые будут увеличены, и предостерегал их от мелких дурных дел, которые также могут увеличиваться». Всевышний Аллах внимателен к каждому доброму делу, которое совершает человек. Он увеличивает его десятикратно, семисоткратно и еще больше – насколько пожелает. В этом – проявление Его милости и любви к Своим созданиям, не поиски доводов против них, потому что Он любит прощать и стирает грехи за добродеяния, покаяние и исправление. Тому, кто делает ему шаг навстречу, Он приближается еще больше, кто идет ему навстречу шагом, к тому Он бежит, кто делает хоть что-то, чтобы исправиться, тому Он увеличивает любовь и близость к прямому пути. Он – тот, Кто может простить за одно хорошее дело тысячи плохих. Он – тот, Кто радуется покаянию и любит прощать, Кто терпелив к нам, когда мы грешим и еще более милостив к нам, когда мы совершаем благодеяния. Он не забывает наших благих дел, но стирает наши прегрешения. Если кто избегает больших грехов, то Он прощает мелкие прегрешения. Он прощает то, что мы совершаем открыто, и скрывает (от других) то, что мы совершаем тайно. Поэтому если и есть несправедливость в суде Всевышнего, так это несправедливость в пользу Его творениям, потому что «прощает Он многое» (сура «аш-Шура», «Совет», аят 30)
Ася Гагиева