В Коране Всевышний Аллах говорит: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (сура «аль Азхаб», «Союзники», аят 21)
Вся жизнь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, была выражением любви, духовности, человечности. Какие уроки преподнес он миру?
Духовная стойкость
На протяжении двадцати трех лет он получал откровения от Аллаха. Он слушал Его, покорился Ему, размышлял о Его знамениях днем и ночью, будь в компании сподвижников или в одиночестве арабской пустыни. Он молился в то время, когда другие спали, он взывал к Всевышнему, когда другие впадали в отчаяние, он оставался непоколебимым и терпеливым, когда другие уходили с поля духовного боя. Он молился и усердствовал на пути Аллаха даже зная о том, что ем все грехи были прощены, что он – из обитателей Рая. И на вопрос, почему он это делает, зная об этом, отвечал: «Разве мне не стоит быть благодарным рабом?»
Его глубокая вера и духовность помогли ему освободиться от уз нафса, и он мог видеть знамения Всевышнего во всем, что его окружает, будь то распустившийся цветок, играющий ребенок или падающая звезда.
Любовь и мир
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был любящим и милосердным. Его жены любили его за его нежность, заботу, доброту к ним. Его сподвижники любили его за храбрость, надежность, стойкость. Он раздавал окружающим свое имущество, свои улыбки, свою любовь. Он был милосерден к слабым, добрым с детьми, женщинами, рабами. И даже если рабу требовалась его помощь на другом конце города, он не отказывал ему.
Посвятив себя Всевышнему, он не занимал ничью позицию – он просто был добрым и любящим ко всем. Если он пожимал руку, он не отпускал ее первым. Он говорил благое. И знал, что сердце может встрепенуться и исцелиться от доброго слова, наполнившись нежностью, спокойствием, теплом. Он покорил свой нафс, но не подавлял других. И его присутствие было прибежищем для многих.
Он был любящим и прощающим. Кто бы к нему не приходил, будучи обремененным грехом, он указывал дорогу к прощению. Он просил прощения за себя и за других. Он скрывал ошибки других, но при этом призывал их к дисциплине и истине.
Призыв к свободе и равенству
Когда его просили о помощи, маленькой или большой, он не отказывал. Но при этом он призывал людей использовать свои ресурсы, воспитывать себя и избавляться от цепей нафса. Он учил ответственности без внушения чувства вины, и учил нравственности как средстве достижения внутренней свободы.
Справедливость является условием мира, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, учил своих последователей тому, что нельзя вкусить справедливость не уважая достоинство других. Он освобождал рабов и призывал к этому других – потому что община мусульман должна быть общиной свободных людей.
Он не переставал уделять внимание бедным, рабам, ущемленным. Он призывал их к отстаиванию своих прав, уважению своего достоинства и избавлению от чувства собственной неполноценности. Это был призыв к политическому, религиозному и социальному равноправию.
К концу его пророческой миссии на равнине у горы Милосердия (Джабаль ар-рахма), мужчины и женщины всех рас, культур, цветов кожи, положений внушали его посланию, в котором он говорил, что ценность человека определяется качеством его намерений, а не внешними признаками. «Лучшие из вас – те, кто наилучшим образом относится к людям», сказано в хадисе от ат-Тирмизи и Абу Дауда. Ничто перед Всевышним не может оправдать социальную несправедливость, дискриминацию или расизм.
Так, в мусульманском обществе, бывшем примером свободы и равенства всех членов общины, чернокожий призывал верующих к молитве, а сын раба командовал мусульманской армией. Вера освободила мусульман от цепей стереотипов и суждений, которые поддерживают несправедливость и дегуманизируют их.
Ася Гагиева