С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Рамадан - это месяц усердного поклонения, безграничных возможностей и, конечно, месяц воспитания терпения. Терпение «сабр» с арабского языка переводится как «удерживание», «хранение», «запирание».
Мы знаем о терпении трех видов, как их перечислил Аль-Газали:
- терпение, которое помогает человеку перенести то, что ему предписано Аллахом;
- терпение, которое помогает человеку удерживать себя от грехов, от запретного;
- терпение, которое помогает человеку в повиновении.
Перечислим некоторые ошибки постящихся, которые препятствуют полноценности их поклонения.
Нередко случается, что человек в период Рамадана меняет режим дня на более пассивный. Весь день с утра до вечера проходит не столько в поклонении, сколько в ожидании момента разговения. Человек стремится просто убить время, отвлечь себя от пищи и питья, считая часы и минуты до магриба. Возникает такое впечатление, будто ураза – это просто отказ от пищи и питья, а не часть духовного совершенствования и роста. А ведь это результат искаженного представления о Рамадане, недостаточного осознания тех возможностей, которые открываются перед верующим.
Стараясь убить время до магриба, верующий хоронит и многие вознаграждения, которые мог бы получить, будь он более терпеливым и целеустремленным. А ведь терпение Рамадана заключается не в том, чтобы просто отказаться от еды и питья, терпение Рамадана – в том, чтобы несмотря на трудности, как минимум оставаться в прежнем режиме дня – активном, деятельном, с улыбкой на устах. Как сказал один человек:
Точно также и в Рамадан полноценный пост – это воздержание от пищи, питья и запретного, сохраняя при этом свои лучшие качества, продолжая работать, выполнять ежедневные обязанности. Другими словами «удерживая» себя в прежнем режиме при отсутствии прежних ресурсов, поддерживавших твое тело.
У многих людей чувство голода вызывает чувство озлобленности. Это другая ошибка – они постятся, но при этом могут срываться на ближних, вести себя агрессивно. Тогда какая польза от такого поста? Пост такого человека предназначен скорее не для него, а для тех, кого он по причине своей агрессии, обижает. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Бедный из моей общины тот, кто приходит в Судный день вместе с совершенными намазами, постами, выплаченными закятами, но наряду с этим он поносил этого, порочил того-то, бесправно завладел чужим имуществом, убивал, избивал. Из воздаяний за хорошие деяния он будет отдавать тем, кого притеснил. И если его воздаяния закончатся прежде, чем он восполнит им за свои поступки, то их грехи будут возложены на него и он будет брошен в Ад».
Еще одной ошибкой является чрезмерная пища как во время разговения, так и во время сухура.
Когда человек подавляет его набиванием желудка, он как будто обнуляет то благо, которое он приобрел за весь день голода. Подобно путнику, который дошел до вершины горы, но тут же скатился вниз. А зачем взбирался?...
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что постящийся испытает две радости: радость в Судный день от соблюдения поста и радость разговения. Зачастую совершение вышеназванных ошибок мешает человеку испытать радость от разговения. Потому что он в полной мере не испытал на себе благость и тяготы поста. Те же, кто избегает того, что умаляет значение его трудов, наслаждаются не только чувством удовлетворенности и радостью выполненного долга в мирской жизни, но и возрадуются своим делам еще раз – уже в будущей жизни.
Ася Гагиева