С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Тот, кто хорошо знаком с мусульманской молитвой, может сказать, что она «делится» на две части. Первая часть – ритуальная. С определенными позами, фразами, последовательностью. Об их пользе и физических, эмоциональных и духовных выгодах мы говорили в предыдущей публикации.
Вторая часть намаза представляет собой своего рода «разговор со Всевышним» - мольбу. Всевышний слышит наши мольбы в любое время, на любом языке. Если в ритуальной молитве каждое движение и фраза имеют свой определенный смысл и конец, то мольба (дуа) – это обращение к Аллаху в более свободной форме.
Как сказано в одном из хадисов: «Каждый из вас, когда встает на молитву, он начинает разговаривать со своим Господом, и пусть он посмотрит, как он разговаривает».
Движения, совершаемые в намазе, символичны для наших отношений со Всевышним. Мы стоим и этим подтверждаем, что мы есть. Мы склоняемся и показываем свое смирение. Мы совершаем земной поклон и признаем величие и могущество Аллаха. В этом поклоне выражается наша зависимость и нужда в Его поддержке и любви. Это не просто набор движений. Слова, которые мы в молитве повторяем, движения, которые мы совершаем по крайней мере 17 раз в день, тоже не просто набор звуков и слов.
Возьмем к примеру слова «Аллаху акбар». Всевышний Аллах велик. Это утверждение, что нет никого и ничего в мире могущественней и величественней Аллаха. Мы поднимаем свои руки и снова повторяем «Аллаху акбар». Это начало нашей беседы с Богом, с которой мы оставляем позади мирскую жизнь. И мы произносим эту фразу в течение молитвы снова и снова. Каждый раз, склоняясь в поклоне или в суджуде или поднимаясь с поклона. Это фраза, которая настраивает нас на определенное состояние. Она удерживает нас в состоянии благоговения и почтения к Тому, перед Кем мы молимся. Она также напоминает нам о величии Творца и ничтожности этого мира.
С началом молитвы верующий обращается за помощью от проклятого Сатаны и читает суру, открывающую Коран. Ее также часто называют «матерью Книги». Во времена первых мусульман арабы часто называли «матерью» какой-либо вещи то, что суммирует все, что в этой вещи содержится.
«Фатиха», открывающая Коран, является первой сурой Священной книги. О значении и сути этой суры написано множество книг и сочинений, статей и эссе. Верующий повторяет ее по крайней мере 17 раз в день. И благословения, заложенные в ней, бесчисленны. В ней и лекарство от уныния, и спасение от меланхолии. Самое главное в ней – признание того, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха:
«Тебе одному мы поклоняемся и у Тебя одного просим помощи» (сура 1, аят 5).
Читайте также: Мудрость и польза намаза. Часть 1.
В поклоне, который арабы называют «рукуъ», верующий склоняется, опираясь руками на колени и держа спину горизонтальной. О руку исламский ученый аль Газали написал в одной из своих книг следующее: «Поясной и земной поклон связаны с признанием величия Всевышнего. В поклоне ты обновляешь свою покорность и смирение, стремление совершенствовать свой внутренний мир через осознание своего бессилия и ничтожности перед мощью и могуществом Аллаха. Чтобы укрепиться в этом, вы подтверждаете свое состояние языком, прославляя своего Господа и неоднократно повторяя свидетельства Его власти и силы, и внешне, и внутренне».
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
«Ближе всего к своему Господу раб оказывается во время совершения земного поклона…».
Это особенный момент в молитве, как мы говорили раньше, кульминационный в отношениях раба и его Господа.
В целом молитва – это подарок Всевышнего Своим рабам. Это подарок, который поддерживает нас каждый день, каждый час, всю нашу жизнь. Это поддержка при трудностях:
«Обратитесь за помощью к терпению и молитве» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 153).
И помощник, и «душехранитель» в обыденной жизни:
«Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (сура «аль Анкабут», «Паук», аят 45).
Молитва является хранителем верующего в дни трудностей, и в дни благополучия. И помимо всей мудрости и пользы для тела и души, которая в ней содержится, это возможность всегда оставаться в близости с Творцом, добиваясь таким образом Его милости и прощения.
Ася Гагиева