С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Душевное спокойствие и успешное завершение пути, по которому каждому из нас предначертано пройти, во многом зависит от того, какие убеждения нас в этом путешествии сопровождают. Не стоит также недооценивать силу мифов, как разновидности ошибочных убеждений. Особенно если эти заблуждения касаются чуть ли не половины человечества. Что ж, попробуем развенчать хотя бы некоторые из них, опираясь на религиозные тексты.
Миф 1. Предназначение женщины – семья и дети
В Коране Всевышний Аллах говорит: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура «аз-Зарият», «Рассеивающие», аят 56) Согласно этому аяту преданность Всевышнему является целью сотворения человека, а значит, и мера, которой его будут судить после смерти. С другой стороны нельзя обесценивать материнство и супружество – при должном исполнении они становятся частью поклонения, хотя и не сводятся к нему, не являются единственной его формой. Эту мысль также выразил один из современных мыслителей, отвечая на частый вопрос о «второй половинке»: «Можно сказать, что это тенденция всего человечества: страх одиночества и потребность быть с кем-то. Люди часто говорят: «Мужчина создан для женщины, а женщина — для мужчины». А я говорю: «Нет, женщина создана для Бога и мужчинаНикто не будет оспаривать значимость женщины как матери и супруги. Как сказано в хадисе: «Женитесь на любящих и часто рожающих женщинах…» (Ахмад) У каждой женщины есть подсознательная потребность ощутить радость материнства и супружества. Однако ошибочно утверждать, что женщина приходит на этот свет только ради продолжения рода. тоже создан для Бога».
Нельзя не коснуться того вреда, который наносит вышеупомянутый миф. В частности, он ущемляет достоинство одиноких или не имеющих возможности иметь детей женщин. Так как они, следуя распространенному заблуждению о своем «материнском и супружеском предназначении», начинают думать, что с ними «что-то не так», что их жизнь бессмысленна или что Всевышний сотворил их несчастными. Они забывают, что семейное положение и количество детей – это больше «внешний» признак, от которого не зависит достоинство женщины. Так, из истории Ислама мы знаем праведных женщин, которые не имели мужа и детей, но их жизни никак нельзя назвать «потерянными» или бессмысленными, так как они дали миру нечто другое – свет знания и поклонения. В их числе, к примеру, Рабия аль Адавия, одна из первых суфиев (8 век), мухаддиса Умм Кирам (3-4 век от хиджры), у которой обучались известнейшие факыхи и мухаддисы тех веков, Зайнаб бинт Камаль, получившая иджазу от многих ученых 8 века с разных уголков мира. Среди ее учеников были, к примеру, известный имам аз-Захаби.
Данные факты не являются призывом к отказу от следования семейным ценностям. Скорее, это напоминание, чтобы женщины не угнетали себя понапрасну, не обесценивали блага, дарованные им Всевышним и чтобы они осознавали свою безусловную ценность. Более того, развенчание подобных мифов дает некоторое успокоение, «одергивающее» от необдуманных, недостойных поступков, таких, например, как запрещенное общение, соблазнение или иные поступки, совершаемые с целью выйти замуж.
Продолжение следует
Ася Гагиева