С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
«Наша духовность – это самая важная сфера
в наших отношениях, ибо характер нашей духовности
определяет содержание и результат всех наших отношений»
Дж. Холлис, психоаналитик.
Многим любовь кажется чем-то, чего можно достичь подобно тому как ты достигаешь каких-либо материальных целей: богатства, реализации проектов, достижения определенного уровня на том или ином поприще. В мире рыночной экономики, где даже человек воспринимается как товар, и любовь в представлении большинства становится вещью, которую можно продать, купить, завоевать, обрести, сохранить и т.д.
Таким образом, к понятию любви стали ближе такие «ценности» как внешняя привлекательность, способность произвести впечатление, умение манипулировать, социальный статус и т.д., нежели нравственность, человеческие достоинства, духовность. Стоит ли ожидать долгосрочности и прочности от отношений, построенных на таком хрупком материале? «Прочность отношений двух индивидов не превышает уровня зрелости обоих», - гласит «психологическая» истина. Отношения не могут быть более зрелыми, чем их участники. А зрелым человека делает его внутреннее богатство, его нрав, ум, достоинство.
Проведем аналогию с материальным миром. Например, если вы хотите приобрести дорогую и качественную машину, вам нужно больше средств, нежели на повозку или лошадь. Конечно, вы можете повесить на шею лошади значок модели машины, на которую вам не хватает средств, но что это изменит? На скорость и вид вашего «транспорта» это вряд ли повлияет. Точно так же и в любви. Любовь - это высокая ценность, которая приобретается от излишка внутреннего богатства. Это чувство, которое приходит с нравственным совершенствованием, с духовным развитием. Если вы бедны в этом отношении, то вам не остается ничего другого, кроме как довольствоваться жизнью без любви или же просто назвать любовью свою страсть, созависимость, влюбленность или проекцию. Но, как и в случае с лошадью, сути это не меняет.
Любовь в Исламе
Многие часто спрашивают: есть ли любовь в Исламе? Конечно, в Исламе есть любовь. Но любовь, о которой говорится в исламских религиозных текстах, отлична от той, которую воспевают в современных песнях и демонстрируют в фильмах. И тот факт, что слово «любовь» в последних произносится чаще, не значит, что Ислам обесценивает это чувство. Попытки западной цивилизации возвысить «романтическую любовь» чуть ли не до уровня религии подобны тому, чтобы пытаться выдать стекло за алмаз.
В исламских религиозных текстах мы тоже часто встречаемся с упоминаниями любви, но там – о любви к Всевышнему, к Его пророкам, мир им, к праведникам, к верующим братьям и сестрам. И если кто-то ищет истинную любовь, то ему следует начинать как раз с этого. Возможно ли полюбить творение, не полюбив Творца? Возможно ли полюбить простого человека, не полюбив тех, кто лучше него? Возможно ли полюбить другого, не взрастив в себе семена милосердия, благонравия, щедрости, нравственности? Да, можно испытывать сильные чувства, можно привязываться, жертвовать собой. Но как долго длятся такие отношения, сохраняют ли они свою первоначальную силу, остаются ли партнеры верность друг другу всю жизнь, выдерживают ли они все испытания, выпадающие им, много ли нравственности в этих отношениях?.. Подобные вопросы, как в известной поговорке, показывают, что не все то, что называют любовью, ею на самом деле является.
Любовь как дар
В Коране сказано: «Из знамений Аллаха – то, что Он создал для вас жён из вас самих же, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами узы любви и милосердия. Воистину в этом – явное знамение для тех, кто размышляет» (21 аят суры «Ар-Рум»). Согласно этому аяту любовь и милосердие – это милость Всевышнего, которую Он ниспосылает по Своей воле. Это не то, что можно купить, выманить, подделать, это то, что ниспосылается тебе как дар.
Директор Центра клеточных и биомедицинских исследований, доктор Д. Шаменков, раскрывая современные заблуждения относительно любви, говорит следующее: «Любовь не является компонентом, которого мы можем достичь сознательными усилиями. Любовь - это обратная связь, которую мы получаем в результате честности наших отношений с окружающей реальностью. Любовь – это результат глубокого очищения, самоочищения, колоссальной внутренней работы, внутренней честности. Опять же любовь – это не некое состояние, которого можно достичь и затем зафиксировать. Любовь, как и здоровье, относится к трансперсональным состояниям, которое управляет нами».
Таким образом, мы приходим к важному выводу, что любовь – это не очередная цель и часть успеха, которую можно достичь сознательно, а результат внутренней работы человека над собой, результат его очищения и самосовершенствования. Любовь становится доступной только на определенных этапах роста, развития, к которым мы приходим через испытания, преодоление себя, через духовный труд.
Ася Гагиева