21 век называют веком глобального нарциссизма. Это время обостренных соревнований, гонкой за успехом, одним из признаком которого считается как раз опережение других. Опережение оценивается по разным критериям: красота. Богатство, знания, достижения, известность, круг знакомых, влиятельность и т.д. И кто-то опережая в определенный момент, может в следующий сменить свое празднование огорчением, так как его обгонят уже другие. Коснулось ли это мусульман? Определенно, да. Не всех, но многих. И в связи с этим есть повод задуматься о заветах Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и переоценить такой подход к успеху.
Абу Надра рассказывал следующее: «Поведал мне тот, кто слышал проповедь Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в Мине во время Хаджа, в которой он сказал: «О люди! Поистине, ваш Господь один, и ваш праотец один. И нет превосходства у араба над не арабом, и у не араба у над арабом. Как и нет превосходства белого человека над черным, и черного над белым! Превосходство одних людей над другими может быть лишь в богобоязненности! Довел ли я до вас это?» Люди сказали: «Довел, посланник Аллаха!» Тогда он сказал: «Пусть же присутствующие известят об этом отсутствующих» (Ахмад, Абу Нуайм)
В другом хадисе говорится: «Поистине, Аллах удалил от вас племенной, национальный дух, свойственный джахилийи (невежеству) и свойственный ей же обычай кичиться своими предками, и теперь люди разделяются только на благочестивых мусульман или злосчастных грешников! Все люди — дети Адама, а Адам был создан из праха, поэтому нет у араба никакого преимущества перед неарабом, кроме как в благочестии». (ат-Тирмизи)
А в чем заключено благочестие? Всевышний Аллах в Коране сказал:
«Не в том благочестие, чтобы вы обращались лицами к востоку и западу, нет, благочестие (состоит в том, чтобы) уверовать в Аллаха, и в Последний день, и в ангелов, и в Писание и в пророков, и в том, чтобы, несмотря на свою любовь к имуществу, расходовать его на близких, и сирот, и неимущих, и путников, и просящих подаяние и на (освобождение) рабов, и совершать молитву и давать закят; (благочестивы) верные заключённому ими договору и проявляющие терпение в нужде, в беде и во время опасности. Это — те, которые правдивы, и это — богобоязненные» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 177).
Оно выражается в благонравии, в соблюдении чужих прав, в верности договорам, в честности и надежности, в красоте поступков, слов, мыслей. Согласно хадису, переданному от Навваса ибн Самъана: «Благочестие – это праведное поведение». (Муслим) Подобное поведение в Исламе ценится так высоко, что его обладатель достигает степеней молящихся и постящихся: «Благодаря превосходному нраву верующий достигает степени постящегося днем и выстаивающего молитвы по ночам» (Абу Дауд)
На всякого знающего найдется знающий больше, на каждого богача – тот, кто богаче, имущество, власть, влияние, красота со временем могут терять свою силу, то, что актуально сейчас, может стать неважным потом… Все меняется, приоритеты и ценности, положение и возможности, но все же один критерий остается ценным для всех, для знающих и не знающих, богатых и бедных. Это благочестие, праведное поведение, этичность и нравственность. Это единственный критерий, не теряющий актуальности, которым берут города, королей, ученых – то, что ставит человека любого происхождения и мирского имущества вровень с любым преуспевшим этого мира. То, что делает великим пастуха, торговца или невежду. Хафиз Ибн Хаджар сказал:
«Шариат пришёл с равенством между мусульманами в большинстве положений, а истинное превосходство между ними проявляется в богобоязненности. И не принесёт пользы благородное происхождение, если сам человек не из числа богобоязненных, тогда как самый низкий своим происхождением получает превосходство из-за богобоязненности, как сказал Всевышний Аллах:
«Самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» (сура «аль Худжурат», «Комнаты», аят 13)
Тарик ибн Шихаб рассказывал: «Когда Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, отправился в Шам, с ним был и Абу Убайда. Когда они прибыли туда, перед ним возникла переправа вброд, а Умар сидел на своей верблюдице. Он слез с верблюдицы, снял свои сандалии, взял их в руки и вошёл в воду, ведя верблюдицу за поводья. На это Абу Убайда сказал: «О амир-правоверных, разве такой как ты, поступает так?! Не обрадовало бы меня, чтобы жители города увидели тебя в таком положении». На это Умар рассержено сказал: «О если бы кто-нибудь другой, а не ты сказал это, о Абу Убайда, то я наказал бы его в качестве назидания для общины Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха! Мы были самыми униженными людьми, но Аллах возвеличил нас посредством Ислама. И какими бы методами мы не желали добиться величия помимо того, чем возвеличил нас Аллах, Он обязательно нас унизит!» (аль Хаким, Абу Нуайм)
Ася Гагиева