Верующий приближается к Аллаху не только поклонением в виде молитв, постов и азкаров, но и благонравием и проявлением высоких нравственных качеств. Но какие качества угодны Всевышнему? Строгость, жесткость, нетерпимость, щепетильность? Или доброта, щедрость, отзывчивость? Порой стремясь к благой цели, можно забыть о средствах и все испортить, как в случае, когда человек стремится быть религиозным, но не обращает внимания на недостатки своего нрава. Так какие качества любит Всевышний в Своих рабах?
1. «Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся».(сура «аль Бакара», «Корова», аят 222)
В другом аяте сказано: «Скажи (Мухаммад): О рабы Аллаха, которые притеснили себя (неверием, многобожием, прелюбодеянием), не теряйте надежду на милость Аллаха, поистине Аллах прощает все грехи (тем, кто покаялся в своих грехах, и тем, кто от неверия придёт в Ислам), ибо Он Прощающий и Милостивый» (сура «Аз-Зумар», «Толпы», аят 53).
2. «Воистину, Аллах любит богобоязненных». (сура «ат Тауба», «Покаяние», аят 4)
Передают со слов Абу Зарра Джундуба бин Джунады и Абу Абд ар-Рахмана Муъаза бин Джабаля, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрёт собой дурное, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми». (Тирмизи)
3. «Воистину, Аллах любит творящих добро». (сура «алю Имран», «Семейство Имрана, аят 134)
От Абу Хурайры передается, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, Аллах Добр (Мягок) [желает людям облегчения и легкости, не возлагает на людей больше их возможностей и сил]. И любит [видеть в людях именно] эти качества. За проявление такого качества, как рифк (доброта, доброжелательность, мягкость), Аллах (Бог, Господь) дает людям то, чего не дает им при проявлении унфа (строгости, суровости, резкости; грубой силы, насилия). Дает то, чего ни за что иное не даст. [То есть эти качества особо действенны в раскрытии Его прощения и милости, что всегда актуально для любого здравомыслящего из людей]» (Бухари, Муслим)
4. «Аллах любит уповающих». (сура «алю Имран», «Семейство Имрана», аят 159)
В другом аяте сказано: «Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело» .(сура «ат Таляк», «Развод», аят 3)
В хадисе говорится о наставлении Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал одному молодому человеку: «О, юноша, я научу тебя некоторым вещам: помни об Аллахе – и Он, помня о тебе, защитит тебя; помни об Аллахе – и ты почувствуешь, что Он перед тобой. Если просишь о чем-то, то проси только у Аллаха; если ищешь помощи, взывай о ней к Нему и знай, что если весь мир объединится (чтобы) облагодетельствовать тебя, он одарит тебя, лишь тем, что Аллах тебе уже предписал; и знай, что если весь мир объединится, чтобы причинить тебе зло, то он навредит тебе лишь тем, что Аллах уже тебе предписал, - ибо Перо уже оторвано (от бумаги) и чернила высохли». (Ахмад, Тирмизи)
5. «Воистину, Аллах любит беспристрастных». (сура «аль Маида», «Трапеза», аят 42)
Беспристрастность – качество, близкое к богобоязненности. Как сказано в другом аяте: «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете». (сура «аль-Маида», «Трапеза», аят 8)
6. «Ведь Аллах любит терпеливых». (сура «алю Имран», «Семейство Имрана», аят 146)
Ахмад, Муслим и ат-Тирмизи передают хадис, в котором говорится: «Терпение [терпеливое и спокойное преодоление жизненных трудностей, когда не жалуясь и не ноя делаешь все возможное, вообразимое и невообразимое, а в остальном уповаешь на Божью милость и Божественное благословение] — это яркий свет [который открывает перед человеком абсолютно новые и по-иному незаметные, но очень высокие и выгодные перспективы земного и вечного великолепия]»
Ася Гагиева