Сообщается со слов Абдуллы ибн Масуда, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не войдёт в Рай тот, в чьём сердце есть высокомерие весом с пылинку». Один человек спросил: «А что если человек любит носить красивую одежду и красивую обувь?» Пророк ответил: «Воистину, Аллах – Красивый, и Он любит красоту, а высокомерие – это отрицание истины и надменное отношение к людям» (Муслим)
Высокомерие является одним из самых ненавистных Всевышнему черт характера. Высокомерие характеризуется ощущением собственного превосходства, презрения (явного или скрытого) к другим. Его следы можно увидеть как в словах, в которых человек выражает свое презрительное отношение к другим, так и в грубости общения с другими, в обесценивании чужих мыслей, доводов, чувств, деяний и т.д., в игнорировании других по причине их «незначительности», сарказме, демонстрации своих знаний, имущества, положения и т.д.
В общении с таким человеком обычно чувствуется некое давление, он старается занять больше пространства, говорит больше, меньше слушает, он довлеет над своим собеседником, давит на него, отсюда второй может ощущать тревогу, напряжение, дискомфорт или даже страх (чувство небезопасности). Разговор с таким человеком вряд ли можно назвать приятным, если конечно вы не находитесь с ним в близких отношениях и его высокомерие обращено не в ваш адрес. А если в ваш?
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был скромным и смиренным человеком, далеким от бахвальства, гордыни, преувеличивания своей значимости, в каком бы положении (предводителя или простого горожанина) он ни находился. Однако в отношении высокомерных людей он оставил мудрый совет, в котором он «призвал» к проявлению такой же «гордости» в отношении подобных людей. От Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда вы увидите скромного человека, то проявляйте скромность по отношению к нему, а если увидите гордого и высокомерного, то проявляйте к нему тоже гордость и высокомерие, хотя для него это будет унижение, но с вашей стороны это будет милостыня (садака)».
Если вдуматься в эти слова, то можно прийти к выводу, что проявление ответного высокомерия – это порой единственный и адекватный способ быть услышанным тем, кто повержен этой чертой. Дело в том, что с позиции своего «превосходства» доброжелательность и скромность скорее будут приняты им как желание подчеркнуть его степень, а не как черты благого нрава. И получится, что желая блага, человек действует против него – укрепляя в другом его гордость своим смирением.
Когда же высокомерие конфронтируется проявлением подобного поведения, это «отрезвляет» и заставляет человека почувствовать себя менее уверенным и грандиозным. Это немного «уравнивает» его позицию, заставив его почувствовать себя и в приниженной позиции. Вспоминается история, произошедшая с одним из сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветсвует, Абу Зарром аль Гифари. Он был из знатного рода. После принятия им Ислама у него произошел спор с Билялем, в котором Абу Зарр назвал его сыном чернокожей женщины. Узнав об этом, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разгневался и сказал: «Ты попрекаешь его матерью?! Воистину, в тебе еще живо невежество джахилии! У сына белой женщины нет никакого превосходства над сыном черной женщины!» Тогда Абу Зарр раскаялся в содеянном, он прибежал к Билялу, положил свое лицо на землю и стал уговаривать: «Наступи на мое лицо! Наступи на мое лицо!» Но Билял отказался, простив его.
В Коране Всевышний Аллах говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности». Чувство унижения, которое может испытать гордец, когда с ним говорят его же тоном, является помощью его душе, так как сбивает с нее налет неповиновения Всевышнему, его необоснованное превозношение самого себя. А со стороны конфронтирующего это будет милостыней в его адрес, потому что он помогает ему, и возможно, его помощь будет оценена гораздо позже, когда будет выявится истинная стоимость вещей и установится справедливость.
Ася Гагиева