Европейское изобразительное искусство вдохновлялось исламским миром на протяжении веков. Представление Востока в западном искусстве известно как «ориентализм». Живопись и декоративно-прикладное искусство, интерьерный дизайн и архитектура, предметы и произведения западного искусства часто отражают влияние исламского мира, прежде всего Ближнего Востока и Северной Африки.
Ориентализм достиг своего апогея в 19 веке, и выразился большей частью в картинах маслом и работах на бумаге. Его истоки берут начало в 15 веке и присутствуют в искусстве до сих пор. Он повлиял на создание широкого спектра произведений искусства, включая керамику, металлообработку, фотографию, распространился на театр, архитектуру, музыку.
Действительно веками Европа определяла себя через отношение к ближневосточным соседям. Примерно с 1500 года, когда европейцы становились одновременно и более любопытными и более агрессивными с теми, кто был за пределами их границ, они наладили взаимопонимание с империями на Ближнем Востоке.
Восточными соседями европейцев была Империя Сефевидов (1501-1722), сосредоточенная вокруг современного Ирана, и Османская империя (около 1300-1924), включавшая современную Турцию, большую часть юго-восточной Европы и арабоязычные территории. В то время, когда отношения между Европой и Ближним Востоком были более спокойными, они отмечались тесным взаимодействием и обменом.
По мере того, как европейцы стали завязывать отношения с Америкой, Африкой и Азией с 1500-годов, они разработали новые способы визуализации и идентификации различных групп. Так, появились книги, в которых представители различных наций изображались в их национальных нарядах. Правда, эти изображения часто были составлены на основе стереотипов, которые порой закреплялись надолго в умах людей.
Возможно, одним из самых ярких плодов ориентализма стали многочисленные картины европейских и североамериканских художников. Многие из них отправлялись в места, которые они изображали: Константинополь (нынешний Стамбул), Иерусалим, Каир, Марракеш.
Некоторые художники не выезжали дальше Парижа или Вены, но использовали эти картины для вдохновения и идей. Изображалось почти все, что связано с бытом и семьей: от подробных зарисовок повседневной жизни до воображаемых гаремных сцен.
Интерес к ориентализму развивался в тандеме с европейскими колониальными интересами на Ближнем Востоке, что позволяло военным, торговцам, художникам расширять сферу взаимодействия с населением региона.
Произведения искусства в Европе, Северной Америке, на Ближнем Востоке и в Африке, а также современное искусство, подчеркивают многовековую традицию взаимовлияния и обмена между Востоком и Западом, будь то посредством дипломатии, конфликтов или путешествий и торговли. Следы этого взаимообмена можно найти в предметах керамики, в фотографиях, ювелирных изделиях, одежде, изображениях на стекле.
Несмотря на то, что ориентализм остается достаточно спорным и вызывающим множество вопросов термином, а восточное художественное и декоративно-прикладное искусство с 1940-х годов теряет свою популярность, его визуальный язык до сих пор остается источником вдохновения для многих художников, людей искусства.
Ася Гагиева