Имеет ли верующий право на ошибку?

Жизнь часто напоминает медресе – не получается перейти к следующему уроку, пока не выучен предыдущий. Жизнь человека, стремящегося к духовным высотам, знаменательна не столько тем, что в ней не бывает испытаний и трудностей, а тем, что пока другие всю жизнь посвящают или проводят в почти однородном состоянии, духовный человек переходит от одного этапа к другому, меняясь сам и меняя то, что вокруг.

Есть одна очень красивая и глубокая притча, повествующая об этапах роста и преодоления. Она называется «Притча о яме»:

1. Я иду по дороге.
Впереди глубокая яма.
Я падаю в нее.
Я в растерянности и чувствую свою беспомощность.
Но это не моя вина.
Мне требуется вечность, чтобы выбраться из ямы.

2. Я иду по тому же отрезку дороги.
Впереди опять глубокая яма.
Я делаю вид, что не замечаю ее.
И опять в нее падаю.
В это трудно поверить - я опять в той же яме!
Но это не моя вина.
Чтобы выбраться из ямы,  мне опять требуется очень много времени.

3. И я опять иду по той же  самой дороге.
На дороге глубокая яма.
Я вижу ее.
И все же по привычке падаю в нее.
Мои глаза широко открыты.
Я знаю, где нахожусь.
Я сам виноват в этом.
И сразу же выбираюсь из ямы.

4. Я опять иду по той же дороге.
Впереди глубокая яма.
Я обхожу ее.

5. Я иду другой дорогой.


Подобной мудрости учил своих последователей и Пророк (мир ему). Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему)сказал:

«Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы» (Бухари)

Говорят, что история этого хадиса связана с пленением одного из воевавших против мусульман язычников. Он попросил у Посланника (мир ему) снисхождения и обещал, что если его отпустят, он не будет воевать больше против мусульман. Его отпустили. Но через некоторое время он снова вышел на поле боя против них. Мусульмане пленили его, и он стал просить пощады, как прежде. И тогда, в ответ на его мольбу было сказано: «Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы».

Не всегда человеку удаётся взять урок с первой ошибки. Иногда, как в приведённой притче, приходится делать до четырёх и больше кругов, пока он не научится справляться с трудностями. Не страшно, что вторая попытка может быть неудачной, но стоит забеспокоиться, если она ничему не научила.

Неприятности и ошибки – неизбежность для любого человека. Но отличие верующих, стремящихся к благополучию, - в том, что с каждой ошибкой или попыткой справиться они учатся чему-то новому. Как сказано в хадиса от ат-Тирмизи:

«Все сыны Адама ошибаются, а лучшими из ошибающихся являются кающиеся». 

Перемены к лучшему – часть покаяния. Если испытания повторяются, это не значит, что Всевышний желает зла их получателю, возможно это связано с тем, что человек недополучил «добра», мудрости от этих испытаний, не освоил их уроки, толкающие вперед.

Возможно, такой подход в Исламе тесно связан с призывом учиться – не только ради накопления знаний, сколько ради приобретения мудрости.

А «тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом». (сура «аль Бакара», аят 269)

Одна из самых распространенных ошибок мусульман

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle