Душа домогающаяся…

Наряду с обучением поклонению и воплощению ниспосланных заветов в жизнь, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обучал своих последователей правилам достойного поведению, равенству и свободе. Он призывал к освобождению рабов, которые впоследствии могли занимать высокие должности, встать наравне с бывшими хозяевами, внести весомый вклад в развитие своего общества. Многие из праведных мусульман придерживались аскетичного образа жизни, являясь, к примеру, наместниками халифа, они могли находиться в числе бедняков, которым полагается закят. Потому что они раздавали свое имущество в желании получить за это вознаграждение от Аллаха и ограничивали себя в мирских благах, надеясь на блага вечные. При таком скромном положении они не теряли достоинства, могли говорить с высокопоставленными чиновниками своего и других государств как равные, не умаляя своей значимости и не проявляя малодушия. Если же они нуждались в чем-либо, то они добывали это не путем унижения, а путем упования на Аллаха и собственного труда. С этого стоило бы брать пример и нам, современным мусульманам, которые готовы добывать средства не своим трудом и умом, а путем просьб, унижения и потери уважения. В одном из хадисов такое поведение приписано к качествам «души домогащейся», которая ест, но не насыщается. Зачастую так же происходит и с людьми, которые не брезгают унижающими их просьбами – они все время находятся в нужде, но никогда не утоляют ее. Что еще сказано об этом в хадисах?

Не все имущество, что получено путем просьб, благословенно

В хадисе от Хакима ибн Хизама передается: «Я попросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он дал мне, еще попросил его, и он дал, снова попросил его, и он дал, а потом сказал: «О Хаким, это имущество – приходящее, сладкое. Кто его взял со спокойной душой, для того оно благословенно, а кто взял его с душой домогающейся – не благословенно оно для него, и он подобен тому, кто ест и не насыщается. А рука дающего лучше руки просящего» (Бухари, Муслим)

Три категории людей, которым разрешено просить

От Кабейсата ибн Мухарик Аль-Хиляли передается: «Как-то взял я на себя денежные обязательства других и пришел к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прося на них. Он сказал: «Постой пока придут к нам пожертвования и мы распорядимся из них для тебя». Затем сказал: «О Кабейсат, а ведь просить не разрешено кроме как для одного из трех:

для человека, который взял на себя денежные обязательства других – разрешено ему просить, пока он их не погасит, а затем пусть удержится от просьб;

для человека, которого постигла беда и сгинуло его имущество – разрешено ему просить, пока не будет у него достаточно средств к существованию;

для человека которого постигла бедность и нужда, так что сказали трое здравомыслящих из его народа: «Постигла его бедность и нужда». Разрешено ему просить, пока не будет у него достаточно средств к существованию (или же сказал: «пока не погасит нужды»). А то, что кроме этого из просьб, то они незаконны, незаконно ест их плоды тот, кто занимается этим». (Муслим, Абу Дауд, ан-Насаи)

Любое благо только от Аллаха, поэтому необходимо обращаться за помощью к Нему

От Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Если просишь, то проси у Аллаха, и если обращаешься за помощью, то обращайся к Аллаху. И знай, что если соберется народ чтобы принести тебе в чем то пользу, то не помогут тебе ни в чем, кроме того, что предписал Аллах для тебя. И если соберутся, чтобы навредить тебе, то не навредят тебе ни в чем, кроме того, что предписал Аллах для тебя. Перья уже подняты, и высохли страницы» (Тирмизи, Ахмад)

Ученые сказали по поводу просьб: «В испрашивании проявляется унижение для просящего, его слабость, нужда, зависимость. В этом так же признание способности того, у кого просят, удовлетворить эту нужду, дать просимое, принести пользу и уберечь от вреда. И не будут правильными униженность и зависимость ни перед кем, кроме как перед Аллахом, так как Он единственный достоин поклонения»

Всевышний Аллах Сам утоляет нужду того, кто проявляет терпение и воздерживается от просьб

Об этом свидетельствует история одного из сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует Абу Саида аль-Худри, который рассказывал: «Постигла меня бедность и нужда, я пришел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и застал его читающим проповедь для людей. Он говорил: «О люди, сколько бы не было у нас добра, мы не храним его от вас, и поистине тот, кто станет довольствоваться (тем, что у него) – избавит его Аллах от нужды, и тот, кто станет воздерживаться от всего дурного – поможет ему Аллах в целомудрии, и кто будет проявлять терпение – укрепит его в этом и утешит Аллах. И не дано никому ничего лучше и обширнее чем терпение». – И я сказал в душе: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, я ни о чем тебя не попрошу». Я вернулся, и Аллах избавил меня от нужды и даровал добро». (Бухари, Муслим)

Некоторые из ученых отметили три порока просьб, обращенных к созданиям: состояние нужды и зависимости от кого-либо кроме Аллаха (и в этом проявляется недоверие к Аллаху и отсутствие упования на Него), причинение неудобства тому, у кого просят (и это один из видов притеснения и несправедливости к созданиям) и унижение перед кем-либо из творений Всевышнего (а в этом проявляется зло и несправедливость по отношению к самому себе)»

Отказ от просьб был частью присяги Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует

От Ауфа ибн Малика Аль-Ашджаи передается: «Было нас семь или восемь человек у Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он сказал: «Не присягнете ли вы мне?». Мы сказали: «Мы ведь уже присягнули тебе, о Посланник Аллаха. В чем же еще нам присягнуть тебе, о Посланник Аллаха?» И он ответил: «В том, что будете поклоняться Аллаху и ничего не ставить наряду с Ним, в совершении пяти ежедневных молитв, в том, что будете подчиняться, – и затем тихо сказал: «И не будете просить людей ни о чем». Сказал Ауф: «После этого, я видел некоторых из тех людей: (они были на коне), и у них падала плеть, и они никого не просили подать им ее». (Муслим)

В Коране Всевышний Аллах говорит: «Посему, как только освободишься, будь деятелен и устремись к своему Господу». Так, Ислам побуждает нас к достоинству, самостоятельности, труду и упованию на Аллаха. А просьбы в большинстве случаев препятствуют достижению вышеперечисленного, если только это не просьбы, обращенные к Аллаху.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle