Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах не смотрит ни на ваше обличье, ни на имущество ваше, но смотрит Он на сердца ваши и ваши дела». (Ахмад, Ибн Маджа) Абу Хамид аль-Газали, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Этот хадис разъяснил, что сердце – место, куда обращен взор Господа. И как же удивителен тот, кто заботится о своём лице, куда обращаются взоры творений, моет своё лицо, чистит его и украшает всеми возможными способами, дабы люди не заметили на нём какого-либо порока. Но не заботится о своём сердце — место, куда обращён взор Творца, не очищает его (от пороков) и не украшает его (превосходными чертами), чтобы Господь не видел в нем грязи и прочих недостатков». Сердце – обитель намерений, которые являются «топливом» деяний. Не обращать внимание на свои намерения подобно тому, чтобы совершать дела не заботясь о воздаянии за них. Потому что намерение может увеличивать благое воздаяние за них или отдалять человека от Аллаха. На размышления наталкивает один из хадисов, в котором говорится о том, что в Судный день первыми будут наказаны шахид, чтец Корана (или ученый) и богач, жертвовавший своим имуществом на благие цели. Как такое может быть?! Обратимся к тексту хадиса. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Первым из людей, кого будут отчитывать в Судный день, будет мужчина, погибший смертью шахида (сражаясь на джихаде). Его приведут и напомнят о милостях, оказанных ему Всевышним Аллахом. Он вспомнит о них, и тогда спросят, как он ими распорядился. (Мужчина) ответит: «Я сражался на твоём пути, пока не стал шахидом». (Всевышний Аллах) скажет: «Ты лжёшь. Ты сражался, чтобы о тебе сказали: «Храбрец», и это было сказано». После чего его потащат лицом (по земле) и бросят в огонь. Затем (приведут) мужчину, который получал знание, передавал его другим и изучал Коран. Ему напомнят о милостях, оказанных Всевышним Аллахом, он вспомнит о них, и тогда спросят, как он ими распорядился. Он ответит: «Я получал знание, обучал ему других и изучал Твою Книгу, стремясь к Твоему довольству». Всевышний Аллах скажет: «Ты лжёшь. Ты приобретал знание, чтобы о тебе сказали: «Учёный», ты читал Коран, чтобы о тебе сказали: «Чтец», и это было сказано». После чего его потащат лицом (по земле) и бросят в огонь. Затем (приведут) мужчину, которому Аллах дал большое состояние, все виды имущества и благ. Ему напомнят о милостях (оказанных Всевышним Аллахом), он вспомнит о них, и тогда спросят, как он ими распорядился. (Мужчина) ответит: «Я не оставил ни одного способа потратить имущество на Твоём пути». (Всевышний Аллах) скажет: «Ты лжёшь. Ты делал это, чтобы о тебе сказали: «Щедрый», и это было сказано». После чего его потащат лицом по земле и бросят в огонь». (Муслим)
Этот хадис показывает, что какими бы праведными ни были наши внешние дела, может быть так, что намерение «поворачивает» их в сторону запрещенных дел. И наоборот. Есть дела, которые внешне могут быть не очень примечательными, но намерение этого человека таково, что Всевышний взращивает эти дела до размеров горы Ухуд. Например, верующий может воздерживаться от призыва или проповедей, чтобы не дать повода слушающим его (агрессивно настроенным людям) оскорбить его религию. Он может повести себя жестко не по причине черствости сердца, а для того, чтобы преподать урок или сделать напоминание. Или проявить высокомерие с тем, кто сам высокомерен не по причине собственной гордости, а для того, чтобы дать отпор гордецу и этим сделать ему милость. Он может также отстраниться от диспута не потому что у него мало доводов или он неправ, а чтобы не доводить его до конфликта и обид. Эти и многие другие поступки, которые внешне воспринимаются как неблаговидные, могут быть порождены благородными намерениями, о которых известно только Всевышнему Аллаху. И согласно этому намерению Он даст соответствующее вознаграждение.
Как сказал один из толкователей Корана по поводу хадиса, что Всевышний смотрит на сердца: «Это — великий хадис, который указывает на то, что нельзя давать кому-либо однозначную оценку на основании лишь внешних признаков праведности или порочности. Поскольку может быть так, что человек относится бережно к внешним делам, но Аллах знает у него в сердце дурное качество, по причине которого эти дела не принимаются. И наоборот, может мы видим, как человек небрежно относится к своим обязанностям или ослушается Аллаха, но Аллах знает в его сердце прекрасное качество, по причине которого простит его. Деяния – это признаки, основанные на предположении, а не прочные и бесспорные доказательства. Из этого следует, что нельзя допускать преувеличение в восхвалении человека, за которым мы видим праведные деяния. А также, что нельзя презрительно относится к мусульманину, за которым мы заметили плохие деяния. Необходимо презирать и порицать сам поступок и само дурное состояние, но не человека, совершающего этот поступок. Призадумайся над этим, ибо (в этом вопросе) это тонкий взгляд!»
Намерение – это основа или «дерево» поступка, а сам поступок - его тень. Если мы будем заботиться только о тени, забыв о первоисточнике, мы может дойти до того, чтобы любоваться пышной тенью листвы дерева, которое не приносит каких-либо благих плодов…
Ася Гагиева