С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
6 правил гармоничной жизни мусульманина. Часть 1.
4. Правило погрешности.
Верующий не может быть уверен в своих деяниях, как бы много их ни было. Тот момент, когда он успокоился и уверился в своей безопасности можно считать моментом опасности для него, началом его гибели. Даже те сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует и да будет Всевышний доволен его сподвижниками, которым был обещан Рай при жизни, не были уверены в своем положении перед Аллахом и не оставляли усердия на Его пути.
От Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается, что однажды она спросила Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха! «Которые раздают милостыню, тогда как их сердца страшатся того, что им суждено вернуться к своему Господу» (сура «Аль-Муъминун», «Верующие», аят 60) – это те, кто прелюбодействует, ворует и пьет вино – и они боятся Аллаха?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Нет, о дочь Абу Бакра, дочь ас-Сыддика! Но это человек, который молится, постится, раздает милостыню и боится, что это все не примется от него» (Хадис передали ат-Тирмизи и аль-Хаким, сказавший «С достоверным иснадом из хадиса Аиши»).
Рассказывают, что аль-Хасана аль-Басри однажды спросили: «О, Абу Саид! Что делать с собранием, люди на котором так рассказывают о надежде (на милость Аллаха), что наши сердца готовы взлететь (от радости)?» Он ответил: «Воистину, клянусь Аллахом, если ты посетишь одно собрание, на котором тебя испугают, но потом ты окажешься в безопасности, то это будет лучше для тебя, чем если ты будешь посещать собрания, на которых тебя успокоят, а потом ты увидишь все те ужасы».
5. Правило соответствия.
Каждый человек является заложником своих поступков, слов и мыслей. И он приобретает на рынке жизни тот товар, который оплачивает его сердце. Если он не доверяет, то не доверяют ему и его окружают люди, которые действительно не заслуживают доверия. Если он воспринимает людей с точки зрения их пользы, то и его окружают те, кто ищет выгоды для себя. Если он влюблен в мирское, то и друзей ему легче найти среди тех, кто также падок перед дуньей. Если он стремится к знаниям, то он не может находиться среди невежд. Все соответственно. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Каждая душа приобретает грехи только во вред себе». (сура «Аль-Анъам», «Скот», аят 164). В другом аяте говорится: «Кто поступает праведно, тот поступает во благо себе. А кто творит зло, тот поступает во вред себе. Господь твой не поступает несправедливо с рабами» (сура «Аль-Фуссилат», «Разъяснены», аят 46).
Если человек недоволен тем, что он получает от жизни, от людей, то ему следует изменить то, что он сам дает окружающему миру, людям. Так как сагласно правилу соответствия каждый человек получает то, на что он готов тратиться. И Всевышний Аллах говорит в Коране: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (сура «Ар-Раад», «Гром», аят 11).
6. Правило присутствия.
Отвлеченность ума от настоящего часто приводит человека к ошибкам, к потерям, к неэффективному использованию своих возможностей. Например, как признаются некоторые мусульмане, во время намаза они часто отвлекаются то на прошлые события, то на мысли о предстоящих делах. Во время поста они проводят весь день в ожидании вечера. Так что время, в которое они могли бы совершить богоугодные деяния или хотя бы полезные размышления, уходит на нетерпеливое ожидание времени разговения.
Правило присутствия не означает отказ от мыслей, не связанных с актуальными обстоятельствами и местом. Его суть заключается в том, что необходимо быть сознательным, пользоваться предоставляемыми Всевышним возможностями, своевременно совершать благие дела, не отвлекаясь на второстепенные мысли, присутствуя в своем деле и телом, и душой. И для мирской жизни, и для религиозной практики важно соблюдение принципа «здесь и сейчас». И соблюдение его является одним из проявлений искренности.
Ася Гагиева