Фото: iLixe48/elements.envato.com
Сердце, как сказано в одном из хадисов, - это орган, от здоровья которого зависит здоровье всего тела. Сердце – место различения между ложью и истиной, место веры и мотивации. Верующему важно сохранить его здоровым и «разумным». И потому нужно знать прежде всего то, что может «убить» его. В хадисах упомянуто, что ослабляет и умерщвляет сердце. И этих «убийц» - четыре.
* Чрезмерность в еде
В Коране говорится: «Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит тех, кто излишествует» (сура «аль Аъраф», «Ограды», аят 31).
Чрезмерность в еде во многих историях праведников и в хадисах упомянута как причина забывания и отдаления от веры и религиозной практики. Например, в одном из хадисов сказано: «Не убивайте свои сердца чрезмерной едой и питьем, поистине сердце погибает подобно тому, как погибают посевы от изобилия воды» (Тирмизи).
* Чрезмерность в смехе
Не порицается Исламом юмор и смех, но чрезмерность упомянута как причина гибели сердца. В достоверном хадисе сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не смейтесь слишком много, ибо, воистину, чрезмерный смех убивает сердце» (Бухари, Тирмизи, ибн Маджа).
В другом варианте этот хадис имеет продолжение: «…ибо, воистину, чрезмерный смех убивает сердце и уводит свет с лица», а в иной версии: «ибо, воистину, чрезмерный смех портит сердце» (Байхаки, Шуаб аль-иман).
Имам аль-Мунави дает более подробное объяснение духовной смерти сердца. Ссылаясь на разных имамов, он говорит: «Чрезмерный смех ведет к ожесточению сердца, что, в свою очередь, ведет к беспечности [в отношении божественного], смерть сердца происходит лишь от беспечности. Привычка к смеху отвлекает от размышлений над важными вещами… тот, кто много смеется, не обладает достойным поведением (хайба) и совсем не внушает уважения. Тот, кому присуща [эта черта], не имеет серьезных или ценных мыслей.
Чрезмерные смех и возбуждение по поводу мирских дел – это смертельный яд, который течет по жилам и убирает из сердца страх [перед божественным наказанием], печаль [за свои грехи], память о смерти и ужасах Дня воскрешения, это и есть смерть сердца. «Они радуются мирской жизни, но ведь мирская жизнь по сравнению с Последней жизнью — всего лишь приходящее удовольствие» (Коран, 13:26)».
* Чрезмерность в разговорах
Язык, как сказано в хадисе, - это орган, за который большинство людей будут сурово наказаны. И первым шагом к этой потере может быть чрезмерность в речах… Без поминания Всевышнего. Как сказано в хадисе от ат-Тирмизи, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не говорите много без поминания Аллаха, ибо от многих разговоров без поминания Аллаха черствеет сердце, а самый далекий от Аллаха – тот, у кого черствое сердце».
* Чрезмерность в проступках
Каждый человек ошибается и совершает проступки, но духовная смерть сердца постигает лишь тех, кто упорствует в этом и не желает исправляться и очищаться покаянием. В хадисе от Абу Хурайры говорится:
«Если человек совершает грех, на его сердце появляется черное пятнышко. Оставление греха (отстранение себя от него), раскаяние в содеянном и испрашивание прощения у Господа отполировывает сердце (удаляют с него это пятно). Если же человек повторяет (те же) грехи снова и снова, пятно увеличивается до такой степени, пока не откроет все сердце (обернув его в некую беспросветную оболочку). Это и есть то окутывание, обертывание, которое упомянуто Всевышним в Коране» (Ахмад, Тирмизи, ан-Насаи).
Ученый Хасан аль-Басри, различая между очерствением, происходящим по причине самого человека, и запечатыванием, происходящим по воле Всевышнего (из-за непокорности человека) сказал: «Ар-ран» — это многократное совершение грехов до такой степени, что сердце слепнет, почернев от них. А вот «ат-тоб» (запечатывание сердца) – это уже нечто более страшное».
Ася Гагиева