С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Многим знакома история молодых праведников, которые сотни лет пребывали во сне в пещере. История нескольких молодых людей, которые признав единобожие, отвергли то, чему следовали люди их племени, поклонявшиеся идолам. Укрывшись в пещере, они искали защиты Аллаха от вреда, который могли им причинить соплеменники. И Всевышний удерживал их там столько, сколько было необходимо. В Коране эта история занимает чуть более 20 аятов, но содержит в себе ценные уроки для размышляющих.
Урок 1. Если ты оставляешь что-либо ради Аллаха, то Он заменит тебе это тем, что лучше.
В этой суре сказано:
«Если вы удалились от них и от того, чему они поклоняются помимо Аллаха, то укройтесь в пещере, и ваш Господь распространит на вас Свою милость и сделает ваше дело легким» (сура «аль Кахф», «Пещера», аят 16)
Также в одном из хадисов передается:
«Кто оставит что-либо ради Аллаха, тому Он воздаст лучшим»
Урок 2. Не спорьте об Исламе.
Следует отметить, что история этих молодых людей схожа с историей «о семи Эфесских отроках», которые скрылись от преследований императора Дация в 250 г до н.э. Толкователи Корана, правда не связывают группу молодых людей Эфеса с теми, о которых упомянуто в Коране. В аяте 22 Всевышний сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, не спорить с людьми Писания о числе людей пещеры. В этом назидание не спорить об Исламе.
Потому что если кто-то не хочет слышать о нем, то лучше оставить дискуссию на лучшее время. Всевышний ведет прямым путем кого пожелает, и никто не может заставить других принять истину, если они того не желают. Ибн Касир, один из толкователей Корана также разъясняет, что в аяте назидание не спорить с теми, кто не квалифицирован в том или ином вопросе:
«Одни говорят, что их было трое, а четвертой была собака. Другие говорят, что их было пятеро, а шестой была собака. Так они пытаются угадать сокровенное. А другие говорят, что их было семеро, а восьмой была собака. Скажи: «Моему Господу лучше знать об их числе. Это неизвестно никому, кроме немногих». Препирайся относительно них только открыто и никого из них не спрашивай о них» (аят 22).
Урок 3. Не говори «я сделаю это завтра»
Согласно истории, связанной с ниспосланием аятов суры «Пещера» человек из арабской знати по имени Мухаммад ибн Исхак послал двух человек в Медину к знатокам писания, чтобы выяснить, есть ли там что-либо о последнем Пророке.
Получив вопрос, раввины сказали, что истинность пророчества можно узнать, задав ему три вопроса. Один из этих вопросов касался как раз людей пещеры. Когда вопросы дошли до Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, он ответил, что даст им ответ завтра. Но забыл добавить «если пожелает Аллах».
Эта история учит нас полагаться на волю Всевышнего и не планировать ничего, забывая о том, что без Его воли ничего не случится:
«И никогда не говори: «Я сделаю это завтра».
Если только этого не пожелает Аллах! Если же ты забыл, то помяни своего Господа и скажи: «Быть может, Господь мой поведет меня более правильным путем». (аяты 23-24).
Урок 4. Всевышний отвечает на мольбы.
Молодые люди бежали от своих соплеменников боясь их вреда. но когда те обнаружили их отсутствие, правитель послал за ними людей, чтобы найти их. Всевышний укрыл их. Так же, как Он укрыл Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, в пещере Савр. Хотя их враги находились совсем рядом и проходили в нескольких метрах от них.
История людей пещеры также учит нас, что Всевышний отвечает на мольбы просящих. И что мольба может изменить положение человека, так как Всевышний Аллах говорит:
Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам» (сура «Гафир», «Прощающий», аят 60).
Ася Гагиева