Каждый, кто верит в Судный день и неизбежность отчета перед Творцом за свои дела, желает, чтобы количество плохих дел не просто было меньше числа благодеяний, но и… чтобы даже его злодеяния были заменены на благие дела. Возможно ли такое? И каким людям уготовано такое вознаграждение.
В Коране говорится:
«Когда они делают пожертвования, то не излишествуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями
Они не взывают помимо Аллаха к другим богам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха, если только они не имеют права на это, и не прелюбодействуют. А тот, кто поступает так, получит наказание.
Его мучения будут приумножены в День воскресения, и он навечно останется в них униженным.
Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах - Прощающий, Милосердный». (сура «аль Фуркан», «Различение», аяты 67-70)
В хадисе от Абу Зарра передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Я, конечно же, знаю того жителя рая, который войдет в него последним, того жителя ада, который выйдет из него последним. То мужчина, которого приведут в день Суда и будет сказано: «Уберите его крупные грехи, и спросите у него о мелких грехах». И будет сказано: «Вот в этот день ты сделал это и то. А в тот и этот день сделал то и это». И он ответит: «Да». И не сможет отрицать, став жалким от страха, что ему будут показаны его крупные грехи. Тогда ему будет сказано: «Но вместо каждого мерзкого деяния тебе (припишется) благодеяние!» И он скажет: «Господи, я сделал некоторые вещи (грехи), которых здесь не вижу». Абу Зарр сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, при этих словах засмеялся так, что были видны его коренные зубы» (Муслим)
Если раскаяние служит прощению (и стиранию) грехов, то для того, чтобы они были заменены лучшими делами, как говорится в аяте, нужно три условия:
* Вера
* Раскаяние
* Совершение благодеяний
Возможно, некоторые ограничиваются только первыми пунктами, считая, что их веры и сожаления достаточно, чтобы к ним было проявлено милосердие и щедрость. Но нельзя забывать о «хвосте» своих злодеяний, выражающемся в конкретном вреде. Будь то обида, нанесенная человеку, отобранное имущество, невозвращенные долги или любой другой вид ущерба, материального или эмоционального.
Верующий должен не просто стремиться не совершать зла, но и «компенсировать» совершенное злодеяние последующим благодеянием. Только тогда можно верить полноте и искренности раскаяния человека – когда он берет на себя ответственность за восстановление причиненного им ущерба.
Тогда верующий представляется не просто наивным ребенком, считающим, что извинений или чувств сожаления достаточно, а зрелым взрослым человеком, который не просто сожалеет, но и действует так, чтобы устранить последствия своих ошибок, отвечать за свои ошибки. Как сказано в другом аяте: «Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния». (сура «Худ», аят 114)
В ином случае, если сожаление коснулось языка, но не сердца и тела, уместно вспомнить другое кораническое предупреждение: «Но бесполезно покаяние тех, кто совершает злодеяния, а когда к нему приходит смерть, то говорит: «Вот теперь я раскаиваюсь», — и для тех, которые умирают неверующими». (сура «ан-Ниса», «Женщины», аят 18)
Ася Гагиева