С приходом Рамадана изменения в жизни постящегося не ограничиваются отказом от еды и питья. Многие знают и стремятся достичь глубинной цели поста – развить качество праведности (таква) внутренне и внешне, воздерживаясь от греховных поступков и обучая себя контролировать свои мысли и желания. Пост - это глубоко духовная практика, которая предназначена для того, чтобы приносить пользу телу, разуму и сердцу.
В Коране Всевышний Аллах говорит:
«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, - быть может, вы будете богобоязненны» (2:183)
Слово «таква» происходит от корня, означающего «охранять», и оно по-разному переводится, в том числе и как «осознанность», «праведность», «богобоязненность». Пост предназначен для того, чтобы привить нам это добродетельные качества и связанные с ним добродетели, щедрость, терпение, чистоту сердца и так далее. Таким образом, пост действует как щит, который защищает нас от греха и, в конечном счете, от наказания Аллаха в будущей жизни.
От Усмана ибн Аби Аль-Аса передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Пост - это щит от Адского Пламени, как и щит любого из вас в битве».
В крепости эти щиты могут быть трех видов. То есть три уровня поста, которые соответствуют его внешнему и внутреннему компонентам: воздержание от еды и питья, воздержание от грехов и воздержание от плохих мыслей. Аль-Газали писал в «Ихъя улюм ад-Дин»: «Знайте, что существует три степени поста: пост простых людей, пост элиты и пост высшей элиты. Что касается поста простых людей, то он переучивает желудок от выполнения своих желаний, как уже упоминалось. Что касается поста элиты, то он ограничивает слух, зрение, язык, руки, ноги и все конечности от греха. Что касается поста высшей элиты, то это пост сердца от недостойных забот и мирских мыслей и полностью удерживает его от всего, кроме Аллаха Возвышенного».
Во многих хадисах отмечаются некоторые важные стороны поста:
«Пост – это щит. И тот из вас, кто постится, пусть не ругается и не сквернословит. А если кто-то будет с ним ругаться или драться, пусть скажет: «Я пощусь» (привел Аль-Бухари и Муслим).
В другом хадисе говорится: «Сколько постящихся получают за свой пост только голод и жажду. Сколько выстаивающих ночи в молитвах получают за молитвы только бессонницу» (привел Ан-Насаи и Ибн Маджа).
Также сказано, что «Если постящийся не оставляет лживые слова и действия, то Аллах не нуждается в его голоде и жажде» (привел Аль-Бухари).
Кроме того, пост является причиной сострадания к бедным и благодарности за милости Аллаха. Испытывая голод, мы вспоминаем, что многие люди в мире голодают, не желая этого делать. Мы должны сочувствовать их боли и действовать в рамках наших возможностей, чтобы помочь им.
Размышляя о положении нуждающихся являются причиной благодарности и осознания множества благословений в нашей жизни: «Смотрите на тех, кто ниже вас (то есть в худшем положение, чем вы), и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять благ дарованных Всевышним». (хадис)
Воздержание от еды и питья – это начало поста, а его большего благословения и пользы можно достичь оберегая себя от запретного и сомнительного, совершая благодеяния и зачиная позитивные перемены в своей жизни.
Пусть Всевышний поможет нам провести Рамадан, снискав Его довольство, прощение и милость!
Ася Гагиева
Также по этой теме читайте: