Не только поклонение (совершение религиозных обрядов) является доводом за или против человека в его отношениях со Всевышним. Важную роль в судьбе человека, как мирской, но особенно – в решении относительно его будущей жизни играет его нрав. Но среди качеств, черт человека есть те, которые имеют более весомое значение, чем остальные. Такое, что дурные из них по причине их весомости перед Аллахом могут покрыть своим мраком остальные благодеяния. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упоминал о них, предупреждая, что они могут привести человека либо в Ад.
Одно из адских качеств – это лживость. Лживость является признаком лицемерия, а согласно некоторым хадисам это вовсе противоестественное для верующего качество. Так, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Верующий от природы склонен ко всяческим качествам, кроме предательства и лжи» (Ахмад).
Со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается: «Средь (черт) нрава ничто не было более ненавистно Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, нежели ложь. И его сердце не находило (покоя), коль он замечал в ком-либо (признаки) этой (черты), до тех пор, пока он не узнавал, что тот возобновил свое покаяние» (Ахмад).
Также Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Остерегайтесь лжи, ведь ложь ведет к бесчинству, а бесчинство ведет в Ад. И человек не перестает обманывать и изощряться в обмане (и так) до тех пор, пока он не будет записан у Аллаха как «лжец» (Бухари и Муслим).
Другое ненавистное Всевышнему качество - это скупость. Это когда неверие в богатства Всевышнего и неиссякаемое изобилие побеждает в человеке естественную потребность давать, делиться, доставлять радость и удовольствие другим. Скупость нацелена на удержание и сохранение, но результат получается противоположным – человек только теряет: отношения, веру, положение и средства. Со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, передается:
«Бойтесь притеснения, поистине оно обернётся мраком в Судный день, и остерегайтесь скупости, поистине скупость погубила тех, кто были до вас. Она привела их к кровопролитию и дозволению запретного» (Муслим).
Согласно хадисам – скупость «пожирает» благо поклонения и других нравственных черт. Возможно перед Всевышним она имеет такое весомое значение и в сути своей имеет так много зла, что ее наличие стирает ценность других качеств. Либо же (или скорее всего) она ведет за собой другие некрасивые моральные качества, которые в конце концов перевешивают в человеке добро и свет. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
«Скупой удален (отдален) от Аллаха, далек от Рая, далек от людей и близок к Геенне. Щедрый невежда милее для Аллаха нежели скупой поклоняющийся» (Тирмизи).
В другом хадисе сказано: «Жадность – это дерево, корень которого – в аду, а ветви свисают в этот мир, ухватившегося за них, они (ветви) приведут в а Ад» (аль-Байхаки).
Высокомерие – черта отдаленных от Аллаха творений. Иблис, достигший высоких степеней, был изгнан по причине его высокомерия и зависти. И тому, кто следует этим чертам, грозит подобная участь. В чем заключается высокомерие? Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не войдёт в Рай тот, в чьём сердце есть высокомерие весом с пылинку». Один человек спросил: «А что если человек любит носить красивую одежду и красивую обувь?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:
«Воистину, Аллах – Красивый, и Он любит красоту, а высокомерие – это отрицание истины и надменное отношение к людям» (Муслим).
Со слов Абу Хурайры, передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Однажды человек шёл в своих украшениях, восхищаясь собой, надменно задрав голову, как вдруг Аллах сделал так, что он провалился. И будет он погружаться в землю до самого Судного Дня» (Бухари, Муслим).
Одним из последствий или наказаний за высокомерие является то, что человек становится глухим и слепым к знамениям и истине. Всевышний Аллах говорит в Коране:
«Я отвращу от Моих знамений тех, которые возгордились на земле без всякого права на то. Какое бы знамение они ни увидели, они не уверуют в него. Если они увидят правый путь, то не последуют этим путем, а если они увидят путь заблуждения, то последуют им» (сура «аль Аъраф», «Ограды», аят 146).
Эти качества, ненавистные Всевышнему, влекут за собой остальные дурные черты. Например, скупость, как сказано в хадисе, привела предыдущие племена к кровопролитию и дозволению запретного, высокомерие влечет за собой отказ от истины и глухоту к знамениям, а лживость по сути открывает дверь для грехов и преступлений, потому что ее используют для покрытия этих поступков. Следовательно, и отгорожение от этих черт – не просто избавление от них самих, но и предохранение от вереницы зла, тянущегося за ними. Пусть упасет нас Всевышний от черт, поступков и убеждений, которыми Он недоволен!
Ася Гагиева