Предыдущий рассказ о тюркской составляющей в истории Египта касался мечети, построенной по указу султана Захираддина Бейбарса. Этот ход был оправдан вольным течением авторских воспоминаний. Тем не менее, с хронологической точки зрения такой подход был не совсем верным, поскольку султан Бейбарс пришел к власти в стране, в которой высокое и влиятельное положение тюрок было уже состоявшимся фактом. Египет во времена возвышения Бейбарса уже был мамлюкским, т.е. тюркским, хотя тюркская история этой страны начинается гораздо раньше. В целом, Египет на протяжении более тысячи лет развивался в сени тюркского правления.
В свете сказанного нам просто необходимо восстановить хронологический порядок изложения и, двинувшись от эпохи Бейбарса дальше, вглубь египетской истории, подойти ближе к тому моменту, когда главным и ведущим фактором культурно-исторического и военно-политического развития этой страны стал ислам. Это случилось в апреле 641 года, т.е. спустя всего девять лет после ухода в мир иной пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), когда в страну вошло победоносное войско, ведомое Амром ибн аль-Асом. Именно Ибн аль-Асу было суждено заложить первый камень города под названием Фустат, который в последствии вырос в известный нам Каир, удивительный, любимый на всем мусульманском востоке город, живое воплощение волшебного великолепия сказов из Тысячи и одной ночи. С тех самых пор, а именно с середины VII века, Каир – это, прежде всего, мусульманский город.
Однако вернемся к нашей теме. Тюркское участие в судьбе Египта, который так и хочется назвать его мусульманским названием – Миср, восходит к весьма драматической странице в истории арабской государственности, а именно – к падению халифата Омейадов (со столицей в Дамаске) и установлением халифата Аббасидов в 750 году с перенесением столицы в Багдад. Поскольку в Багдаде, как мы знаем, все было спокойно, первый аббасидский халиф ас-Сарраф наше время заняться судьбой Мисра. И начал он, как и полагается, с основания новой столицы этой части халифата. Новый город был назван Мадинатуль-Аскар, и построен он был чуть севернее пришедшего в упадок омеййадского Фустата.
И, теперь важный момент нашего повествования – приблизительно через сто лет после основания новой столицы Мисра правителем столицы был назначен тюркский вельможа Байык-бей, а с 868 года к власти пришел зять Байык-бея Ибн Тулун, правивший до своей смерти в 884 году. Ибн Тулун оказался активным и эффективным губернатором. Демонстрируя свою независимость, он решительно покидает Мадинатуль-Аскар и основывает новую столицу – аль-Катаи (буквально – земельные наделы военных). Новая столица должна быть полнокровным городом, что, прежде всего, подразумевает возведение дворца правителя. Ибн Тулун построил дворец, в который по акведукам поступала свежая вода. Ему же принадлежит необычное творение – Купол воздуха, где он укрывался от зноя и суеты. И, наконец, за пять лет до окончания своего правления, Ибн Тулун закончил строительство грандиозной мечети, которая и поныне носит его имя. Мечеть – единственное сохранившееся архитектурное сооружение из всех, которые построил Ибн Тулун.
В мечети могут одновременно молиться более 50 000 человек – фактически, все мужское население города в далеком IX веке (как того и желал Ибн Тулун).
Мечеть занимает площадь около 2.5 гектаров. Сразу же за внешней стеной (между внешней стеной и стенами мечети) располагаются конные дворы-зиййады, которые хорошо видны на фото №2. Обратите внимание на размеры, высоту и декор стен самой мечети, а также на массивные ворота, расположенные по всей длине ее стен.
Мечеть поражает своей грандиозностью и величием уже при входе во внешний двор. Если пройти дальше, внутрь мечети через одни из многочисленных ворот, то мы увидим аскетическую простоту архитектурных решений. Перед нами открытый двор, выложенный каменными плитами и окруженный высокими аркадами, потолок которых сложен из обоработанных стволов платанового дерева (см. фото №3 и №4). Потолок украшен айатами Корана (примерно 1/5 всей Книги), которые выполнены куфическим шрифтом.
На фото видна более поздняя классическая постройка мамлюкской эпохи, - колодец для омовений, построенный в XIII веке тюрко-мамлюкским султаном Лачином (по-татарски “лачын” означает – “сокол”). На переднем плане – группа мусульманок слушают проповедника.
Итак, мы познакомились с мечетью Ибн Тулуна – одним из великолепных архитектурных памятников, относящихся к тюркской истории Египта. Это замечательное сооружение завораживает своим сдержанным величием, создает определенное настроение, подобно машине времени унося своего посетителя в тишину далекого прошлого. Безусловно, мечеть Ибн Тулуна обладает особой притягательностью. Возможно, поэтому она и привлекла внимание современной поп-звезды Шанайи Твайн, снявшей в его стенах фрагменты своего клипа на композцию The Woman In Me.
Айдар Хайрутдинов
Интересный рассказ? Пожалуйста, сделайте репост!