Если с мощностями по иранскому газу все ясно, то не лучше обстоят и дела с газопроводом Иран-Сирия. Он должен пересечь Ирак. Теперь понятно почему злокачественная опухоль ИГИЛ возникла именно в этих двух странах? Одной рукой США снимает санкции на иранскую торговлю энергоресурсами, а другой рукой создает непреодолимые препятствия для нее. Отсюда же понятна причина, по которой Иран присутствует в сирийской войне, воюя за Асада. Однако даже полная победа над ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация - прим. ред.) не снимает проблему восстановления и строительства новой нефтепроводной инфраструктуры. Таким образом ИГИЛ в любом случае сыграл свою блокирующую роль, оттягивая время, в ходе которого США продолжали и продолжают свои более чем красноречивые попытки «сломать» своих вассалов в ЕС и заставить их покупать американский сжиженный газ. Так это видится при первом беглом взгляде.
Говоря об иракском участии в ближневосточном газотранспортном проекте Деконс подчеркивает, что иракцы были наблюдателями проекта AGP и что вопросы привлечения газа из Ирака через Евфрат обсуждались с послом ЕС в Ираке. «Но затем, все это увязло в политике, - говорит Деконс, - к тому же состояние иракской трубопроводной инфраструктуры было настолько плохим, что они должны были бы все перестроить, а не просто исправить или восстановить это. Все это требовало бы огромных инвестиций в инфраструктуру».
Кроме того, политика также влияет на планы Катара. Особенно в свете буквально вчерашнего демарша ряда арабских стран против этой монархии.
За некоторое время до событий вокруг Катара оксфордский эксперт по энергетике в Джастин Даргин объяснял это тем, что, поскольку катарский трубопровод должен был пройти через территории Саудовской Аравии, то последняя, возможно, была бы еще большим препятствием, чем Сирия. «Эр-Рияд блокировал и препятствовал многочисленным предложениям по региональной системе трубопроводов. Например, в середине 2000-х позиция Саудовской Аравии вынудила проектировщиков трубопровода «Дельфин» к перепланировке маршрута его пролегания из Катара в ОАЭ. Трубу пришлось вести по морскому дну. Даргин говорит, что Саудовская Аравия расставила многочисленные препятствия на пути реализации проектов даже подводных газопроводов, поскольку дело шло о пересечении ее морских границ… именно из-за саудовской позиции мы не видим катарский газопровод в Бахрейне или Кувейте». А ведь все эти страны являются членами Совета сотрудничества стран Персидского залива. Подспудные козни КСА в итоге шагнули далеко за грань «препятствований», ведь сегодня Катар, с подачи Эр-Рияда превращен, фактически в изгоя.
В самом деле, Саудовская позиция относительно катарских газопроводов в соседние страны была настолько упертой, что в Дохе были вынуждены изменить стратегию и вместо транспортировки т.н. «сухого газа» по трубопроводам переключаться на строительство систем для доставки сжиженного природного газа (СПГ). В результате, Доха стала крупнейшим в мире экспортером СПГ в течение последних 15 лет. Катар инвестировал более $11 млрд на грузовые перевозки флотом танкеров-газовозов СПГ, которые не зависят от фиксированной трубопроводной инфраструктуры и могут доставить СПГ в любое место мира. В первую очередь, это касается самых быстрорастущих рынков потребления газа в Азии, прежде всего в Японии, Китае, Южной Корее и Индии. Замечу, катарские системы доставки СПГ уже действуют, а американские, лишь проектируются или, в лучшем случае начинают возводиться.
Однако это не аннулирует того факта, что системы доставки СПГ являются более выгодным вариантом, чем строительство трубопровода для транспортировки сухого газа в Европу, где спрос на газ является не столь высоким и растущим на фоне экономического кризиса по сравнению с Азией и Ближним Востоком. Трубопровод должен быть экономически оправданным и пользоваться надежным спросом у покупателей в долгосрочной перспективе, чтобы можно было восстановить затраты на производство. Но это не о Европе, которая пляшет под дудку США и сама себе обрубает каналы поставки энергоресурсов с востока, будь-то из России или Ближнего Востока. Возможно, когда-нибудь им придется строить газопровод по дну Атлантики, чтобы угодить своему заокеанскому хозяину. А если серьезно, то по расчетам экспертов обслуживание трубопровода в ЕС и уплата транзитных сборов в принимающие страны, в самом оптимистичном сценарии будет стоить от $7-$9 (в британских тепловых единицах), чтобы попасть в Европу. На этом фоне СПГ дешевле, даже по самым дорогим сценариям и составляет 5-$$5.50 за БТЕ.
Независимый эксперт по вопросам энергетики Катара господин Насер Тамими вообще заявил, что: «Катар не имеет достаточно газа, чтобы продавать в Европу по трубопроводу, так как большинство контрактов в настоящее время заключены в Азии и это на долгосрочную перспективу».
Вот такие факторы имеют место в спектакле под названием ближневосточные углеводороды для ЕС. Говоря проще, катарские и иранские предложения реализовать практически невозможно.
(продолжение следует)
Айдар Хайрутдинов