Главный суннитский исламский институт мусульманского мира выступил с заявлением, из которого следует, что с наступлением месяца Рамадан мусульманам следует начать соблюдать пост. В заявлении сказано: «Не поститься из-за коронавируса во время Рамадана нельзя, а пост - это обязанность и обязательное условие для мусульман»1.
Великий муфтий Департамента эмирата Дубай по делам ислама и благотворительной деятельности (ОАЭ) доктор Али Ахмад Машаэль также выступил с заявлением, в котором сказал: «Пост - это четвертый столп ислама, и ничто не может оправдать человека от того, чтобы он не постился, за исключением больных людей, которые находятся на лекарствах, и пост может осложнить их состояние здоровья»2.
Таким образом, в стане зарубежных исламских правоведов не ожидается возникновения каких-либо разногласий по рассматриваемой теме. Напротив, налицо единство подходов к решению проблемы поста в условиях пандемии. Однако уникальность ситуации заключается в том, что решение Аль-Азхара по поводу поста в условиях пандемии было принято после проведения консультаций со специализированными организациями здравоохранения, в частности с экспертами Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).
Вопрос от Аль-Азхара был сформулирован следующим образом: «Может ли питьевая вода или полоскание горла водой защитить людей от заражения коронавирусом?». Из ВОЗ пришел следующий ответ: «Хотя вода и важна для увлажнения человеческого организма, она не защищает от вируса, и не было доказано, что полоскание горла водой может защитить какого-либо человека от заражения вирусом».
Таким образом, ведущий исламский правовой институт отреагировал на вопросы со стороны мусульман, озабоченных по поводу того, следует ли им поститься или нет, учитывая риски для здоровья, существующие в условиях пандемии. Известно, что ритуальный пост в месяц Рамадан предписывает не притрагиваться к еде и питью от рассвета до заката, поэтому мусульмане опасаются, что это может вызвать у них обезвоживание и ослабить иммунную систему, что может увеличить вероятность заражения коронавирусом. Однако теперь вопрос можно считать решенным: поститься необходимо, поскольку это религиозная обязанность, и пост не навредит здоровью постящихся.
До заявления Аль-Азхара по поводу поста в условиях пандемии в мусульманском мире (однако не везде) были предприняты более или менее оперативные превентивные меры социальной дистанцированности и изоляции ради пресечения распространения коронавирусной инфекции.
Эти меры в известной степени повлияли на исламскую религиозную практику, например, было приостановлено проведение коллективных намазов, а также праздничных пятничных намазов. В основном мусульмане принимали новые условия с пониманием, хотя кое-где в местах массового проживания мусульманского населения и произошли и продолжают случаться эксцессы во время пятничных молитв.
Добавлю, что на сайте Европейского агентства ВОЗ размещены следующие рекомендации по поведению в условиях пандемии: «Руководствуясь имеющейся на данный момент информацией, ВОЗ не рекомендует вводить какие-либо специальные ограничения на поездки или торговлю. Стандартные рекомендации по предотвращению распространения инфекции для лиц, отправляющихся в затронутые вспышкой районы или прибывающих из этих районов, включают следующее: регулярно мыть руки, прикрывать рот и нос при чихании и избегать близких контактов с людьми, у которых имеются симптомы респираторных заболеваний»3.
Однако существуют и другие подходы к проблеме приближающегося периода поста. Так, алжирский политик Нуреддин Букру, бывший лидер Алжирской Партии Обновления, высказал предположение о том, что голодание во время вспышки коронавируса может быть смертельно опасным для населения. Букру считает, что пост в период Рамадана «является неблагоприятным, поскольку он представляет опасность для здоровья и способствует вспышке коронавируса».
Букру заявил: «Мусульмане должны либо приостановить голодание, потому что голодный организм может увеличить свою уязвимость и стимулировать распространение вируса COVID-19, либо сделать выбор в пользу голодания и подвергнуться риску более широкой вспышки вируса».
Заявление Букру вызвало волну споров в Алжире, особенно в социальных сетях. Многие рассматривали предложение Букру как правило, стимулирующее запуск юриспруденции в борьбе с кризисом. В то время как другие осуждали на него за вмешательство в сугубо религиозную проблему, которую могут решить только исламские богословы и ученые-медики.
В настоящее время в Алжире действует массовый комендантский час. С ростом общего числа случаев заболевания до 2160 и 336 смертей страна находится в состоянии экономической стагнации после многих лет политической нестабильности.
_________________________________________________
1. https://gulfnews.com/uae/health/ramadan-during-covid-19-what-clerics-and-health-experts-say-1.1586508552717
2. https://gulfnews.com/uae/health/ramadan-during-covid-19-what-clerics-and-health-experts-say-1.1586508552717
3. http://www.euro.who.int/ru/health-topics/health-emergencies/coronavirus-covid-19/novel-coronavirus-2019-ncov
Айдар Хайрутдинов