В Афганистане возникла новая серьезная проблема, которая в перспективе способна подорвать зачатки установления мира в этой многострадальной стране. Речь идет о позиционировании талибами себя в качестве суннитов в противовес афганским шиитам. К этому приему движение Талибан прибегло в крайне неподходящее время: в ходе продолжающихся мирных переговоров его лидеров с афганским правительством в Дохе (Катар). Об этом с тревогой пишет исследователь Центра международного сотрудничества Нью-Йоркского университета Саид Сабир Ибрагими1 .
Не далее, как в феврале прошлого года Соединенные Штаты по инициативе президента Трампа, решили вывести свои войска из Афганистана. Говоря откровенно, американцы там завязли накрепко и наконец-то осознали, что своих целей (какие бы они ни были) добиться не могут и попросту терпят крах, несущий огромные имиджевые потери для США. Вывод войск был обставлен с помпой. Американцы выступили с предложением начать мирное урегулирование в Афганистане и пошли договариваться с Талибами, состряпав хорошую мину при плохой игре. А талибам что? Они уверены, что Афганистан будет их владением, а без американцев это случится гораздо скорее, нежели в их присутствии. Поэтому сравнительно легко было достигнуто мирное соглашение между представителями заокеанской державы и талибами. Основными пунктами соглашения были два действия: вывод американских войск и обязательство талибов (взятое ими на себя в качестве ответного жеста на уход американцев) начать внутриафганские мирные переговоры. И в прошлом месяце переговоры действительно начались.
Переговорный процесс идет медленно, хотя весь Афганистан, его настрадавшиеся народы и международное сообщество с нетерпением ждут результатов. В настоящее время обе стороны топчутся «на пороге» переговоров, обсуждая т.н. «кодекс поведения», т.е. основополагающие принципы, касающиеся того, как должны проходить реальные переговоры. И тут вдруг талибы решили напомнить, что они исповедуют ислам суннитского толка, а потому в качестве «руководства по всем аспектам положений и условий» мирных переговоров должны использоваться положения суннитского ханафитского фикха (юриспруденции).
Пока остается непонятным, к каким результатам приведет подобная настойчивость талибов, но уже ясно одно: их стремление к утверждению господства ханафитского права не на шутку встревожило афганских шиитов, которые составляют около 20% населения страны.
На протяжении всей истории современного Афганистана шииты оставались религиозной группой, которая со стороны государства не приветствовалась. Так сложилось исторически. Еще во времена правления эмира Абдур-Рахман-хана (1844-1901), получившим прозвище Железный эмир, предпринимались попытки, или даже проводилась политика подчинения шиитов суннитской власти. В 1892 году хан приказал своему совету улемов издать фетву, осуждающую шиитов, особенно хазарейцев, как неверных. Тогда же законы ханафитской юриспруденции были предписаны шиитскому населению. В результате вспыхнули восстания хазарейцев, которые населяли горную часть Афганистана, фактически весь центр страны между Кабулом и Гератом. Только после двухлетней напряженной войны Абдур-Рахман-хан смог подчинить восставших своей власти.
Вторая крупная антишиитская кампания была развернута в годы правления в Афганистане талибов в 1990-х годах. Талибы запретили публичное проведение шиитских ритуалов в течение месяца Мухаррам. Шиитам разрешалось исповедовать свою веру только в мечетях и в уединении. Шииты, конечно же, проявляли недовольство и даже оказывали талибам вооруженное сопротивление. В отместку, талибы запятнали себя кровью сотен шиитских мирных жителей в Дайкунди, Бамиане и Мазари-Шарифе. В 1998 году талибанский губернатор Балха мулла Ниази осудил шиитов как секту и объявил шиитскому населению ультиматум, в котором приказал им либо принять суннитский ислам или покинуть Афганистан.
После свержения режима талибов в 2001 году шииты Афганистана, представленные, в основном, хазарейцами, не только получили конституционные права, но и заняли государственные должности и государственные посты. Афганские шииты участвовали в политической жизни: работали в парламенте страны и ряде правительственных учреждений, включая канцелярию второго вице-президента при президенте Хамиде Карзае (с 2004 по 2014 гг.) и президенте Ашрафе Гани (с 2014 г. по наст. вр.).
И самое интересное: афганские шииты получили право совершать правосудие по своим собственным законам, т.н. джафаритскому фикху. Это право было оформлено в виде «Закона о личном статусе шиитов». Он стал частью Афганской правовой системы. Таким образом, правительство Афганистана всерьез и не безуспешно работало над достижением законного шиитско-суннитского паритета, который был, фактически достигнут.
В современных условиях шиитов все устраивало. Лидер шиитов и, параллельно второй вице-президент Афганистана Сарвар Датч даже сказал, что у «шиитов нет проблем с имамом Абу Ханифой».
Однако сейчас шиитско-суннитское согласие в стране оказалось под угрозой из-за позиции талибов и других военно-политических группировок. Представитель талибов на переговорах заявил, что две сектантские школы мысли не могут быть реализованы в одной стране. В апреле сего года высокопоставленный представитель талибов в пакистанском городе Кветта мулла Фазель Мазлум причислил шиитов к неверным. Другой талибанский мулла Абдул Манан Ниази, группировка которого откололась от талибов, заявил, что шиизм-это фальшивка.
Эти утверждения, а также исторический контекст суннитско-шиитского сосуществования в Афганистане вызывают тревогу. Искусственное нагнетание этого взрывоопасного дискурса, свидетельствует о том, что вчерашние экстремисты будут сопротивляться мирному сосуществованию с шиитами в Афганистане. В худшем случае экстремисты могут продолжать прибегать к насилию самостоятельно или через новые союзы с пакистанскими антишиитскими группировками или т.н. «Исламским государством провинции Хорасан».
Что еще более тревожно, непримиримые настроения обуревают и других афганских радикалов. Так небезызвестный Гульбеддин Хекматияр бывший антисоветский, антиамериканский и антиафганский повстанец, заявил, поскольку сунниты составляют большинство, то ханафитский фикх должен применяться при решении важных национальных проблем. При этом, Хекматияр не возражает, если личные проблемы между шиитами могут быть решены с помощью джафаритского фикха. И Хекматияр, и талибы настаивают, что этот вопрос будет обсуждаться в ходе дебатов по внесению поправок в конституцию Афганистана, что предполагает еще одну тяжелую битву интересов. Словом, Афганистан еще далек от стабильности и может быть в очередной раз отброшен от возможности начать налаживать мирную жизнь.
Айдар Хайрутдинов