Как бы мусульманские женщины ни старались одеваться скромно, к этой заманчивой доле рынка присоединяются все больше и больше брендов.
Так, согласно отчету компании Thomson Reuters, в 2015 году на мусульманских потребителей женского платья во всем мире потрачено 243 миллиарда долларов. По данным ряда социолого-демографических исследований, к 2050 году мусульманское население в мире вырастет примерно до 2,76 млрд, что будет составлять около 29,7 процента всего мирового населения. Крупные компании по производству одежды уже начали разворачиваться в сторону этого растущего сегмента рынка. Даже такой бренд, как Nike объявил в марте текущего года, что свой первый хиджаб для спортсменок он выпустит в 2018 году.
Для примера возьмем Малайзию. Не существует каких-либо конкретных статистических данных о количестве малазийских женщин, которые приняли решение носить хиджаб. Тем не менее, ряд брендов сообщили о росте продаж их продукции, предназначенной для мусульманок.
При первом взгляде на сложившуюся ситуацию может показаться, что зарождается новый тренд, следуя которому малазийские мусульманки переходят на соответствующий стиль в одежде. Однако, как объясняет председатель Совета исламской моды и дизайна г-жа Алия Хан, это вызвано не тем, что возрос уровень скромности мусульманок. Он был высоким всегда. Причина оживления кроется в появлении интернет-страниц, блогов и социальных сетей, которые показывают знаменитостей, преуспевших благодаря переходу на мусульманский стиль в одежде. Широкие коммуникативные возможности лишь дают женщинам больше осознания чего-то такого, что всегда было им присуще.
Однако старший преподаватель кафедры гендерных исследований в университете Малайя в Куала-Лумпуре доктор наук Алисия Изхаруддин считает, что современные тенденции исламской моды в Малайзии представляют собой относительно новое явление. Современность диктует свои требования, а женщины стихийно находят золотую середину, когда образ жизни не противоречит религиозным убеждениям. Так рождается понимание того, что ислам и бизнес совместимы, и что малазийские мусульманки могут и должны преуспеть в финансовом отношении, оставаясь, при этом, благочестивыми и религиозными в водовороте общественной жизни.
Малайзия считается “умеренной” мусульманской страной. Здесь женщины имеют больше свободы вне дома, могут работать, общаться и ездить на авто, что доступно далеко не во всех мусульманских странах. Возможно, причиной такой умеренности Малайзии, в которой ислам является государственной религией, является мультикультурный характер местного общества. Лишь около 60% населения Малайзии – мусульмане, представленные, в основном, этническими малайцами. При этом мусульмане подпадают под двойную правовую систему: дела с участием мусульман рассматриваются в исламских шариатских судах, а если в деле участвуют не-мусульмане – то такие процессы проходят в светских судах.
Директор Института Азии при Университете Тасмании г-жа Джеймс Чин считает, что использование хиджаба стало получать широкое распространение после иранской революции в 1979 году, а также под влиянием политики, проводимой религиозными консерваторами, получившими высшие посты в Малайзии.
Как бы там ни было, женский мусульманский стиль уверенно завоевывает сердца представительниц слабой половины населения Малайзии. Так, в столице страны Куала-Лумпуре ежегодно проводится фестиваль под названием Неделя исламской моды. В текущем году на мероприятии будут представлены работы из более чем 80 дизайнеров, в том числе из Малайзии, Китая, Великобритании, Сингапуре, Австралии и Индонезии. Заявлены дефиле с коллекциями из творений Яна, Айни Баккер, Munsya и Фарел Михаил. Все участники они нацелены на расширение возможностей для самовыражения мусульманской женщины, ее творчества и повышения ее культурного уровня.
Айдар Хайрутдинов