Известно, что в исламе отсутствует культ чудес. Например, наслышанные о чудесах, творимых пророками и свидетелями которых становились древние люди, современники Пророка Мухаммада (ﷺ) просили его показать чудо. Однако с этим было строго: никаких чудес!
Исламская традиция объясняет такую «скупость» тем, что если не верует человек, который не видел какого-либо сверхъестественного чуда, то у него все еще остается шанс уверовать за счет своих личных качеств, которые даровал ему Создатель. Это и восприятие сердцем, и работа разума, и жизненный опыт, данные органов восприятия и ощущения, это и размышления, и врожденное чувство справедливости и правды, и в конце концов – внутренний духовный компас-фитра, т.е. врожденная склонность к признанию существования и величия Творца и вере в Него.
Однако если даже увидев чудо, человек продолжит упорствовать в неверии, то его дела плохи. Такое произошло с фараоном, который устроил состязание между пророком Мусой (ас) и своими магами, в котором божий посланник Муса с божьей же помощью победил настолько убедительно, что даже маги уверовали в Господа. Магов не испугало даже обещание фараона, что он подвергнет их смертной казни за то, что они отказались признавать богом именно его. Тем самым фараон доказал свое полное и непоколебимое неверие, чем лишил себя возможности снискать божье довольство и милость.
Пророк не делал ставку на чудеса, как средство убеждения людей именно по этой причине, а именно: он оставлял им возможность уверовать. И в данном случае речь идет о тех, к кому обращался пророк Мухаммад (ﷺ) со своим призывом.
Но существуют также и люди, которые уже считаются мусульманами, живут, соблюдая законы шариата и т.д. И мне не раз приходилось слышать от этих взрослых людей какие-то совершенно детские сказки о нечеловеческих возможностях и способностях выдающихся личностей, которых помнит исламская история. Одна такая сказка была о невероятной физической силе, которой обладал один из реальных персонажей из числа сподвижников Пророка. Эта сила, по словам моего собеседника превосходила силу шестидесяти человек.
Похожие истории рассказываются также и о других известных исторических личностях. А если «копнуть» глубже, то в анналах народного мусульманского мифотворчества мы найдем подобные истории даже о самом Пророке (ﷺ)! Рассказывая их, люди напрочь забывают о том, что в Коране не раз подчеркивается, что Порок (ﷺ) был одним из своих современников, обычным человеком, смертным, поедающим земную пищу, словом – ничего сверхъестественного.
Однако так устроен пораженный болезнью человек – ему нужен миф, сказочный персонаж. И если он видит, что авторитет, за которым он следует, обладает каким-то сверхъестественным даром, то это придает последователю дополнительную уверенность в истинности выбранного пути. Между прочим, к этому же виду самоубеждения относятся всяческие инсинуации касательно так называемых «цифровых чудес» Корана. Просто кому-то трудно признать богооткровенный характер Корана без каких-либо особенных признаков.
По сути, в обоих случаях речь идет о слабости веры. И это нормально, ведь мало провозгласить себя верующим. Многие так делают. Но поступают так, как несвойственно поступать верующим. Именно по этой причине Всевышний Аллаh сказал в Коране: “Разве полагают люди, что их оставят, раз они скажут: «Мы уверовали», и они не будут испытаны?» (Паук, 2).
Испытание состоит в том, уверует ли человек безусловно, или же выдвинет те или иные условия: “А вот сдвинь-ка с места эту гору, тогда я уверую!”
Поначалу, возможно, будет трудно отказаться от мифов, которые, по сути, являются путами, удерживающими наши души в паутине заблуждений. Но надо понять, что это не мы, а наше эго-нафс создает такие мифы, создает этот плен для духа.
Простой, естественный и чистый человек верует безусловно. И притягивает его такая же простота, естественность и чистота. А ведь именно таким и был Пророк Мухаммад (сгв), не так ли? Ведь он был лучшим среди своих соплеменников. И это признавали даже отъявленные враги Пророка Мухаммада (ﷺ)!
И его достоинство заключалось не в том, что из его глаз сыпались молнии, что он сотрясал землю своей поступью или двигал горы и руками выжимал тучи, орошая землю благодатной водой. Его достоинство было в том, что он был обладателем самых похвальных, самых привелкательных, но и при этом – самых естественных человеческих характеристик: честность, бесхитростность, человечность, доброта и т.д. И тот, кто последовал и следует за таким человеком искренне, то он последовал самому лучшему человеческому в человеке, а значит и в самом себе. А тот, кто следует, имея внутренний изъян, вызванный слабостью духа, тому будут нужны истории о невероятных чудесах, которые совершал тот, кому он следует. Такой следует врагу, затаившемуся в нем самом, врагу, который требует чудес.
Айдар Хайрутдинов
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях!