Задумывался ли кто-нибудь о том, почему пророк Мухаммад (мир ему) предостерег мусульман от проявления излишней дотошности в религиозных вопросах? Дело в том, что подобная дотошность ведет к краху религии. Многие религии до ислама столкнулись с таким явлением и… потеряли свою суть. Хотя внешне все остается весьма приглядным: соблюдаются обряды, церемонии доведены до совершенства, каждое движение отточено, каждое слово произносится строго на своем месте…
Опасность кроется в людях, которые занимаются доведением религиозных установлений до, как им кажется, «совершенства». Этим занимаются ученые-богословы. Они познают, выясняют, уточняют и т.д. Однако религия ставит человека перед простым фактом: реальность необъяснима, неизвестна и более того, реальность – познаваема лишь частично. А Всевышний непознаваем вообще.
Почему нельзя познать реальность? А по той простой причине, что мы являемся частью этой реальности. Чтобы познавать – нужно быть отделенным от познаваемого. Казалось бы, современные ученые как нельзя более отделены от познаваемого, однако научно доказан и общепризнан факт того, что ученый своим вниманием экспериментатора оказывает влияние на показания измерительных приборов и исследуемых им вещей! Казалось бы, какие личные мотивы могут быть у ученого по отношению к микробам в пробирке… Но факты – упрямая вещь: оказалось даже в лабораторных условиях ученый оказывается частью реальности, что уж тут говорить об изучении религии, которая призвана научить человека быть настоящим. Чтение книг делает человека более информированным. Но более любящим его делает только практика любви. Религия призвана показать человеку превосходство любви над информированностью. И если в религии побеждают информированные, то она теряет свою суть. А если религия сохраняет свою способность практиковать любовь и учить любви, то она выполняет свою задачу: приводит людей к Богу.
Итак, если мы хотим познать реальность, то мы должны признать тот факт, что это невозможно. И что же прикажете делать? Так и умереть невеждой?
Остается другой путь – любить реальность. Любовь к сотворенному Всевышним миру непременно приведет нас к тому, что мы полюбим и его Создателя. Разве не это состояние развивает в своих последователях Ислам – любовь к Аллаху? Путь знания – это путь разделения и расчленение. А путь любви – это путь со-единения. В исламе единение называется таухид. И таухид означает не столько умозрительное признание единства и единственности Творца миров, сколько чувствование сердцем того, что все – едино. Когда верх берет сухая догматическая трактовка таухида, не стоит удивляться тому, что мусульмане убивают мусульман. Вся их вера заключена в головах, равно как и математические формулы, рецепты любимых блюд и схемы взрывных устройств. Именно о таких сказано в одном из хадисов, что они окажутся в аду. А почему в аду? Ведь эти люди произносили шахаду и совершали намазы! А потому, что в их сердцах не было любви.
А представьте, что шахада произносится не головой, но сердцем… Кто в таком случае способен будет взять в руки оружие и пойти убивать своих единоверцев? Сердце… даже слово это само по себе интересно. Оно происходит от слова «середина». А ведь только ислам заявляет о себе как о религии срединного пути, т.е. пути сердца, не так ли?
Трудно представить, что в сердце может храниться схема бомбы или инструкция по угону самолета или цифры, составляющие определенную сумму в долларах за совершенные диверсии и убийства. Такие вещи – не для сердца. И не для того, у кого есть сердце.
В сердце может храниться… в прочем, пусть каждый сам откроет для себя то, что хранит его сердце…
Айдар Хайрутдинов
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.