Какую роль в жизни мусульманина играет самоконтроль?
Религиозность – это не только вера в Аллаха, не только исполнение обязательных форм поклонения. Религиозность предполагает совершение всего этого с осознанностью. Можно ли представит себе намаз в состоянии неосознанности? Уразу? Хадж?
Даже первый шаг на пути к Аллаху называется шахада, что значит – свидетельствование. Можно ли представить себе неосознанное свидетельствование? Конечно же, нет. Например, первые слова шахады «ашхаду» («я свидетельствую») предполагает, что человек, заявляющий далее о том, что он верует в Аллаха, делает это сознательно, т.е. осознанно.
Если взглянуть на детали исламской религиозной практики, то можно обнаружить, что многие вещи предназначены для пробуждения и развития в человеке такого состояния сознания, как осознанность. Как подняться с постели утром, на какую ногу надевать обувь в первую очередь, как войти в туалет, как выйти, какой рукой есть, какой – сморкаться…
Казалось бы, масса мелочей, однако все эти мелочи призваны подготовить человека к следующему шагу: от осознавания им своих поступков, к осознаванию того, что он говорит и даже того, что он думает.
Осознание своих поступков, каждого своего действия, слова, мысли, побуждения меняет человека. Это происходит незаметно и не сразу, но со временем человек меняется. Осознанность начинает освещать его изнутри. Такой человек (кончено, мы говорим об осознанном, глубоко и искренне верующем человеке) не совершит греха там, где его совершит человек неосознанный, но тоже – верующий. Ведь одно только произнесение шахады еще не означает, что человек тут же достиг вершин религиозности.
Осознанность начинается с самоконтроля. Конечно же, она нее дается сразу – осознанность нужно взращивать. И самоконтроль здесь – первое подспорье. Однако нельзя все время оставаться полицаем-надсмотрщиком над сами собой. В таком случае мы получаем некую подделку, муляж осознанности. Например, что-то пошло не так, и вот уже хочется дать волю своему гневу, но тут включается самоконтроль, и ты останавливаешь себя на: «Так, стоп! Я не должен гневаться, я верующий человек, я должен быть примером для окружающих» или «Я пощусь, поэтому я не должен поддаваться эмоциям!» и т.д.
Если самоконтроль призван управлять и пресекать, например, то же самое чувство гнева, то пребывание в состоянии осознанности предполагает, что в человеке гнев просто не может возникнуть. Осознанность – это свет, а при свете темноты нет.
Темнота там, где нет света.
Айдар Хайрутдинов
Понравилась статья? Пожалуйста, осознанно сделайте репост на Facebook!
Читайте также:
-
Милость Аллаха безгранична
Когда боль и страдания становятся невыносимыми, когда не остается ничего, кроме страха и горя, единственное спасение в вере в Аллаха. Абсолютное доверие и полное подчинение воле Божией приводит к радости и свободе, которые известны как сладость веры. Это мир и спокойствие, которые позволяют принять все обстоятельства, предоставленные этим миром – все хорошее, плохое, болезненное, тревожное и радостное
-
Одна наложница и тысяча наставлений
Рассказывает Мухаммад ибн Хусейн аль-Багдади…В тот год, когда я отправился в паломничество, бродя по улицам Мекки, увидел одного старика. За руку он держал худощавую наложницу со светлым лицом
-
Кому разрешается не держать уразу?
Меня очень интересует вопрос о посте в месяц Рамадан. Скажите, пожалуйста, какой категории людей разрешено не держать уразу? Я иногда бываю в разъездах, можно ли дать себе послабление в таком случае?
-
Что Ислам говорит о коррупции?
Прошлый 2013 год многим россиянам запомнился широкомасштабной борьбой с коррупцией. Это и многомиллиардные дела «Оборонсервиса» и «Росагролизинга», скандальные разоблачения во многих министерствах и ведомствах, аресты и уголовные дела в отношении высокопоставленных чиновников как муниципального, так и регионального и даже федерального уровней. Из-за этого у многих граждан нашей страны сложилось впечатление, что Россия является лидером по коррупционным делам и хищениям государственного имущества должностными лицами.
-
Ничто из того, что мы расходуем ради Аллаха, не пропадет
Инфак – это расходование того, что даровано нам Аллахом Всевышним, для тех, кто испытывает нужду. Мудрость этого заключается в избавлении от чрезмерной любви к имуществу и от привязанности к мирской жизни; усилении любви и привязанности к вечной жизни, и испытании нас Милостивым.
-
Как называлась пещера, где Пророк (ﷺ) получил первые откровения?
До того, как посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) получил пророчество, особенно после того, как ему исполнилось тридцать пять лет, он достаточно часто уединялся в этой пещере. Там он предавался размышлениям об Аллахе Всевышнем, о Его могуществе, о слабости человека, о сотворении вселенной. И когда ему исполнилось сорок лет...
-
Этот намаз обладает наибольшим достоинством после обязательных
Наш великий Господь сообщает в аятах Корана об одной особенности истинных мусульман. Эта особенность состоит в том, что мы должны стремиться проводить ночи в намазе, со смирением стоя (киям) перед Аллахом и совершая Ему земные поклоны (сажда).
-
Факты, которые мусульманин должен знать о посте
Для кого пост является фардом? Фарды поста. Условия действительности поста. Нарушение поста. Каффарат.