За долгую историю противостояния между Индией и Пакистаном в Кашмире произошло множество событий. Для начала следует отметить, что ни одна из сторон не собиралась идти на уступки, поскольку изначально была убеждена в том, что имеет полное право отстаивать свою позицию.
Так, Индия до сих пор утверждает свои права на весь Кашмир в силу того, что ее правитель Хари Сингх подписал официальный документ - Акт о присоединении к Индии. Данный документ, имеющий юридическую силу, является главным аргументом в территориальном конфликте с Пакистаном.
В свою очередь, пакистанская сторона настаивает на том, что до того, как Хари Сингх подписал Акт о присоединении к Индии, в его княжестве полным ходом шло восстание местных мусульман, которые желали жить в одном государстве со своими единоверцами в Пакистане. Исламабад апеллирует к тому, что в такой ситуации махараджа не учел чаяний своих подданных, а потому его подпись под Актом нельзя считать легитимной.
Исламабад указывает также и на тот факт, что к моменту подписания Акта в столицу Кашмира городе Шринагар уже успели прибыть индийские войска с целью оказания силового давления на Хари Сингха. С учетом этих обстоятельств Исламабада настаивает на проведении в Кашмире референдума. В пользу такого подхода играет и тот факт, что в свое время даже сам Джевахарлал Неру пообещал, вопрос о принадлежности Кашмира Индии или Пакистану будет решен посредством волеизъявления населения.
Проведение референдума будет означать для Индии потерю ее кашмирских завоеваний, ведь основная масса жителей Кашмира настроены на присоединение к Кашмиру. При этом нужно учитывать, что население штата недовольны социально-экономической ситуацией, которая сложилась в силу ряда обстоятельств.
Например, штат имеет расширенную автономию, однако эта автономия привела к отделению экономики штата от экономики остальной Индии. В результате набирающий темпы экономический рост Индии, приносящий ощутимые блага населению, обходит стороной Кашмир.
Вопрос о проведении плебисцита был наиболее близок к своей реализации в первые годы после окончания мировой войны. Конфликт вокруг Кашмира стал объектом обсуждений в ООН. Совет Безопасности ООН принял специальную резолюцию по Кашмиру. В ней был прописан вывод из Кашмира пакистанских и индийских войск. В качестве второго шага предусматривалась создание условий для организации народного голосования.
Референдум должен был проходить под присмотром Комиссии Совета Безопасности. Однако до народного волеизъявления дело не дошло, поскольку в 1951 г. Конституционное собрание штата Джамму и Кашмир ратифицировало вхождение бывшего княжества в состав Индии. Этот политический маневр избавил Дели от необходимости проведения всеобщего референдума, поскольку Конституционное собрание штата Джамму и Кашмир был сформирован на демократических началах.
Произошедшее вполне ожидаемо возмутило пакистанскую сторону. Исламабад обвинил официальный Дели в срыве плебисцита. В свою очередь Дели предъявили Исламабаду обвинение в нарушении условий реализации резолюции СБ ООН, согласно которой пакистанские войска должны были покинуть территорию Кашмира, но чего сделано не было из-за отказа Пакистана вывести войска.
Как видим, позиции обеих сторон конфликта имеют свои обоснования, хотя, на мой взгляд, в те годы ситуацию не удалось разрулить по причине упрямства пакистанской стороны.
Несговорчивость Исламабада привела к тому, что ООН отказалась и от идеи проведения референдума, и от осуществления международного посредничества в решении кашмирского кризиса. В результате, Дели получил моральное право расценивать и заниматься проблемой Кашмира исключительно как внутриполитическим вопросом, который может быть урегулирован лишь на двусторонней основе, то есть без участия Пакистана.
Продолжение следует
Айдар Хайрутдинов