В исламе принято внимательно относиться к выбору имени, которое человек будет носить всю свою жизнь. По этому поводу выдающийся мусульманский мыслитель Ибн аль-Араби сказал, что создания всевышнего Аллаха появляются в этом мире, будучи подобными зеркалам, в которых находят свое отражение божественные имена. Эти имена ненадолго показываются в этом мире, а затем исчезают. Любые материальные объекты, т.е. отражения божественного мира тоже представляют собой имена такого рода.
Слова великого ученого в некоторой степени объясняют мусульманскую традицию имянаречения, когда новорожденные в исламских семьях получают имена, в основе которых лежат либо Прекрасные имена Аллаха, либо собственно сами имя Аллах. Так мусульмане выражают свою любовь к Аллаху, а также дают ребенку возможность носить красивое, наполненное глубоким смыслом имя, которое будет звучать красиво не только в этом мире, но и за которое не будет стыдно в мире ином. Об этом гласит хадис: «В День Воскресения вы будете вызываемы по именам вашим и именам отцов ваших, поэтому выбирайте для себя красивые имена».
Таким образом, мусульманское имя – это постоянное напоминание как для его носителя, так и для его близких о Господе, о Его бескрайней милости и заботе, о бренности земной жизни и т.д..
Каждое имя призвано как-то выделить человека из общей массы людей. По нашему имени нас будут вызывать на финальный Суд. Сам суд также будет учитывать не только наши деяния, те следы, которые мы оставили в этом мире, но и то, насколько мы оправдали свое имя. Поэтому, каждый мусульманин, носящий исламское имя, должен заботиться о том, чтобы его имя не было связано с чем-то негативным или греховным. Совсем как в известной поговорке, которую хочется продолжить так: «береги платье снову, честь смолоду, а имя – всегда».
Во времена досточтимого Пророка (мир ему) среди сахабов (ра) было принято приносить новорожденных детей прежде всего к Пророку Мухаммаду (мир ему). Это делалось настолько убежденно, что детей не успевали даже приложить к материнской груди, настолько важным было показать ребенка Пророку (мир ему) и получить имя именно от него (мир ему). Известно также, что Пророк часто давал имена своим современникам, взрослым людям, которые принимали ислам, и которые до ислама носили несоответствующие духу новой религии языческие имена.
В наши дни мы не имеем возможности поступать так, как это делали сподвижники (ра). Однако нам никто не мешает называть наших детей красивыми именами, за которые не будет стыдно ни в дольнем, ни в горнем мирах.
Айдар Хайрутдинов