Начало: Грандиозные перемены в Саудовской Аравии
Саудовский закон об уголовной ответственности за сексуальные домогательства, начал свою историю в 2017 году с королевского указа, который гласил: «учитывая опасность сексуальных домогательств и их негативное воздействие на личность, семью и общество, а также противоречие исламским принципам, нашим обычаям и традициям», Министерство внутренних дел «должно подготовить законопроект о борьбе с сексуальными домогательствами».
Указ вышел через несколько дней после того, как был снят запрет на вождение женщинами автомобиля. А в мае 2018 года совет Шуры и Кабинет министров одобрили закон о криминализации сексуальных домогательств, разработанный министерством и проверенный лично королем Салманом.
Помимо этого закона, за последние годы в Саудовской Аравии были созданы новые центры по уходу за детьми и выделены субсидии, чтобы помочь как можно большему числу женщин в освоении социального пространства вне семьи и жилища. Было узаконено пенсионное равенство путем выравнивания пенсионного возраста для мужчин и женщин и обязательного предоставления пенсионных кредитов для отпуска по беременности и родам. В результате около 5,5 миллиона саудовских женщин в возрасте старше 21 года уже извлекают выгоду из этих реформ, а многовековые общественные нормы, сковывавшие развитие страны и социума, постепенно остаются в прошлом.
В связи со стремительным развитием событий в одном из ключевых мусульманских государств доклад Всемирного банка «Женщины, бизнес и Закон 2020» («Women, Business, and the Law 2020»), опубликованный в апреле текущего года, признал Саудовскую Аравию главным реформатором в мире в прошлом 2019 году. По этому поводу региональный директор Всемирного банка по Совету сотрудничества стран Персидского залива г-н Иссам Абу Сулейман заявил буквально следующее: «Саудовская Аравия фактически стала одним из лидеров в арабском мире с точки зрения расширения прав и возможностей женщин»1.
Отмечу еще раз: основу для этих быстрых социальных перемен заложил именно закон о борьбе с сексуальными домогательствами, который, во-первых, наделил женщин доверием, – своего рода презумпцией невиновности, нацеленным на слом губительного стереотипа, согласно которому мусульманская женщина, занимающаяся своими делами в общественном пространстве (вождение автомобиля, работа, образование и др.) является безнравственной. Во-вторых, государство предоставило женщине правовую защиту, которая крайне необходима для ее свободного участия в жизни общества и внесения в нее своего вклада. Это нужно для того, чтобы надежно защитить ее от оскорблений и посягательств на ее честь со стороны носителей пещерного сознания, для которых любая женщина без сопровождения мужчины представляется либо распутницей, либо добычей.
Закон об уголовной ответственности за сексуальные домогательства не только принят, но он дорабатывается и совершенствуется. Например, в настоящее время разрабатывается поправка, направленная на дальнейшее ужесточение наказания за сексуальные домогательства в Саудовской Аравии и включающая в себя обнародование имен правонарушителей и предание их общественному осуждению. Члены совета Шуры считают, что угроза оглашения в СМИ позорящих сведений, т.е. диффамация, будет служить еще большим сдерживающим фактором для неправомерных действий, чем только штрафы и тюремное заключение. В настоящее время статистических данных о степени распространенности сексуальных домогательств в Саудовской Аравии попросту нет, поскольку в прошлом подобные преступления не предавались огласке.
По словам члена Совета Шуры и соучредителя компании Джидда Юнайтед Спортс Ко г-жи Лины Алмаэны «Диффамация – это для бóльшего блага общества… Это сдерживающий фактор, который применяют многие страны и который доказал свою эффективность в сокращении случаев домогательств. Закон о борьбе с сексуальными домогательствами доказал свою эффективность в предотвращении неправомерных действий».
Масштабность перемен, происходящих в саудовском обществе отражается также и на семейном уровне, а именно в вопросах воспитания. Разработчики закона и другие институты будут проводить политику просвещения семьи, дабы родители проявляли большую заботу при обучении своих детей социальному поведению и нормам общественной этики. Этот важнейший момент также включен в текст поправки.
Ожидается, что новый закон об уголовной ответственности за домогательства побудит все больше молодых саудовских девушек и женщин получать образование, работу и вносить свой вклад не только в личностное развитие, но и в развитие страны, поскольку они будут чувствовать себя защищенными и будут знать, что государство их поддержит, если они столкнутся с посягательством на их честь и сексуальным преследованием. А потенциальный преступник будет знать, что отныне он рискует покрыть себя позором перед всем народом. В этом плане угроза диффамации является действенным оружием против домогательств, особенно применительно к саудовской культуре. «Люди боятся публичного упоминания и позора больше, чем финансовых штрафов или даже тюремного заключения ... потому что это повредит их репутации”, - говорит об этом директор по социальным и семейным вопросам базирующейся в Джидде Организации исламского сотрудничества (ОИК) г-жа Маха Акил2.
Кстати, закон о домогательствах уже работает и можно начинать вести статистику. Так, только в декабре полиция Эр-Рияда арестовала 50 человек по различным обвинениям в домогательствах. Аресты были осуществлены на основании жалоб ряда граждан и жителей, а также на основе предоставления доказательств их причастности к преступлениям сексуального характера. Против нарушителей закона были приняты соответствующие меры. В этом свете можно понять, что разрабатываемая поправка весьма актуальна.
Разворот строго патриархального саудовского общества к женщине, на мой взгляд, является запоздалой реализацией чаяний выдающихся мусульманских мыслителей, живших более века тому назад. Столько времени прошло с тех пор, как в мусульманском мире на рассмотрение, изучение и решение была вынесена проблема женщины, но так и «зависла» в силу того, что в одних странах она была проигнорирована богословами, а в других потеряла актуальность в виду изменившегося социального уклада и поголовной атеизации.
А в самом начале пути, в частности, в далеком в 1896 году египетский юрист Умар Лутфи в своем докладе «Хукӯк аль-муслима фӣ аш-шарк» («Права мусульманки на Востоке») заявил, что мусульманская женщина получила большинство своих прав еще тринадцать веков тому назад. В ответ другой египетский правовед, писатель и публицист Касим Амин, – автор таких книг, как «Тахрӣр аль-мар’а» («Освобождение женщины») (1899 г.) и «аль-Мар‘а аль-джадӣда» («Новая женщина») (1901 г.), – опроверг не соответствующий действительности подход Лутфи, открыто заявив о тотальном и системном попрании исконных прав мусульманской женщины.
В те же годы выдающийся представитель российского ислама Исмаил Гаспринский заявил, что женщины – это половина нации и от того, как она воспитана зависит нравственный облик всего народа. Наконец, в богословском наследии другого татарского мыслителя М. Бигиева был предложен безупречный во всех отношениях вариант решения этой злободневной проблемы. В частности, он заявил, что уровень цивилизационного развития общества напрямую зависит от того, какое положение в нем занимает женщина, насколько она просвещена, образована, воспитана, социализирована и насколько гарантированы ее права.
Все перечисленные персоны, а также десятки тех, которые не были упомянуты, осознавали крайнюю степень значимости решения женского вопроса, предлагали шаги и меры, призванные повысить ее роль в семье, ее образовательный уровень, социальный статус, расширить ее гражданские права и увеличить степень вовлеченности в жизнь общества. В этом свете перемены, происходящие в КСА, хоть и происходят с вековым опозданием, но весьма символичны: правители этого ультрасовременного государства, претендующего на роль духовного лидера мусульманского мира, наконец-то, осознали, что в будущем Саудовская Аравия может продолжать динамично развиваться, ни в чем не уступая западным государствам и, при этом, оставаться верной исламских ценностям, только при условии кардинального изменения отношения к женщине.
Айдар Хайрутдинов