В 2018 году ВВС опубликовала слова специального докладчика ООН по правам человека в Мьянме господина Янги Ли, который сказал буквально следующее: «Боюсь, что Facebook теперь превратился в чудовище, хоть изначально компания совсем этого не хотела».
Столь жесткая оценка сетевого гиганта была вызвана тем, что Facebook оказался неспособным оперативно распознавать и удалять разжигающие ненависть посты на бирманском языке, которые, в итоге, губительно сказались на участи бирманских мусульман. Тогда международные организации напрямую обвинили Facebook в разжигании ненависти к мусульманам-рохинджа, что впоследствии привело к их изгнанию из Мьянмы (бывшей Бирмы).
Возможно, случившееся не было первым звоночком, но ударом колокола в сетевом мире Facebook оно стало однозначно. С тех пор Facebook вплотную занялся мониторингом постов своих пользователей на предмет разжигания ненависти. Но одно дело разглядеть в словесной перепалке оскорбления на религиозной или этнической почве. Это сделать относительно просто. Другое дело, когда в защиту тех или иных понятий включаются политики.
Например, Facebook оказался втянут в дискуссию по поводу использования такого политического ярлыка, как «сионист». Об этом пишет бывший вице-президент Фонда мира на Ближнем Востоке и бывший директор американского офиса B'Tselem Митчелл Плитник.
Со слов Плитника получается, что под шум борьбы с разжигателями и оскорбителями «сторонники Израиля» пытаются склонить Facebook к тому, чтобы он стал трактовать термин «сионист» как неотъемлемый признак любого еврея. Это делается для того, чтобы любая критика сионизма стала восприниматься как признак антисемитизма. Таким образом, любой выпад против сионизма на площадке Facebook должен, по мнению «сторонников Израиля», расцениваться как разжигание ненависти.
Для справки: согласно общепринятому определению сионизм – это политическое движение, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине – Израиле, а также идеологическая концепция, на которой это движение основывается. Сионизм внес важнейшую лепту в создание и формирование государства Израиль. Сионизм можно назвать также формой еврейского национализма, хотя, при этом, не все евреи разделяют эту идеологию.
Существует даже понятие Еврейский антисионизм. Таковыми являются, к примеру, приверженцы ортодоксального иудаизма. Многие хасидские раввины выступают против главного достижения сионизма – Израиля, полагая, что его создание это не соответствует религиозному учению. В самом Израиле есть евреи, которые выступают в защиту палестинцев и ценностей гражданского общества.
Следовательно, такие правозащитники, с точки зрения господствующей идеологии, оказываются диссидентами. Но они не перестают быть евреями.
Как бы там ни было, верно одно: сионизм – это политическая идеология. Она может быть верной или неверной, может в чем-то быть правой, а в чем-то неправой, но ее нельзя навязывать всем евреям, равно как и выдавать как обще-еврейскую ценность. Любую политическую идеологию можно и нужно обсуждать, критиковать и даже поносить. С сионизмом также – его критикуют и евреи тоже, причем камня на камне не оставляют. Такова природа идеологических и политических дебатов. Этот дискурс не может и не должен смешиваться с проявлениями ненависти, направленной против группы людей по этническому, расовому, национальному, гендерному, сексуальному или любому другому признаку. Это нарушает саму суть свободы слова.
Что касается антисемитизма, то он представляет собой форму ксенофобии (боязни чужого), выражающейся в нетерпимости и враждебном отношении к евреям как к этнической группе. Проявлений ксенофобии много, их все и не перечислишь: русофобия, татарофобия, туркофобия. Расизм, кстати, тоже из этой серии. Все они отражают худшие человеческие качества.
Facebook придется решать, как с этим быть: развести эти два понятия или воспринимать их как идентичные. Если возобладает первый вариант, и сионизм будет признан политическим явлением, идеологией, то в любом свободном обществе его можно будет критиковать, не рискуя прослыть антисемитом. В этом случае в бан будут отправляться именно те пользователи, которые запятнают себя антисемитскими выпадами, чему не должно быть места в гражданском дискурсе. Это подобно тому, как банить за оскорбительные посты против любого этноса, не важно, против русских, татар и т.д.
Если же сионизм и антисемитизм будут признаны как идентичные понятия, то тут беда… В этом случае отдельное политические явление, пусть и имеющее отношение только к евреям, будет превращено в нечто неприкасаемое, в то, что нельзя критиковать. Например, так было в СССР, в котором и речи не могло быть о критике коммунистической идеологии.
За это в те времена отправляли не в бан, а в лагеря, психбольницы или, если повезет, просто высылали из страны. Вот и в случае с сионизмом так: не все евреи разделяют эту идеологию. И если вдруг некий еврей запостит на Facebook что-то против сионизма, то его что, забанят как антисемита? Странная будет картина.
Невозможно объединить, или насильно загнать, какой-либо этнос в рамки одной политической партии, пусть даже самой националистической. Всегда будут несогласные, противники, радикальная оппозиция и пр. Подобные попытки причесать всех под одну гребенку заканчивались крахом. И неважно, шла ли речь о создании государства для одного этноса, как это было в фашистской Германии под руководством нацистской партии, превозносившей немцев как высшую расу, или же речь шла о создании государства для многочисленных этносов, под управлением одной неприкасаемой партии, как это было в СССР. Губительна сама попытка унификации, превращения разнообразия в унылое моно. Творец создал невероятное разнообразие всего, в том числе и людей, этносов, рас, языков.
Да, Facebook вынужден пересмотреть позиционирование своей платформы как очага свободы слова. Ему придется выполнять сложную, противоречивую и трудную работу по мониторингу своей платформы на предмет разжигания ненависти. Тем более, что в последние годы социальные сети вообще, и Facebook в частности, стали символом распространения ложной информации, намеренно вводящей пользователей в заблуждение, а также прибежищем различных злонамеренных групп, использующих сети для организации и распространения своей вредной пропаганды.