Каково различие между сверхъестественной смутой, которую будет творить Даджжал, и чудесами, которые совершались пророками? Судя по хадисам, смута, творимая Даджжалом, окажется впечатляющим событием. В их основебудет лежать нарушение законов природы, а это значит, что фокусы Даджжала они не могут быть результатом божественного участия, ибо Всевышний Творец никогда не будет аннулировать законы, установленные его божественной мудростью.
Чтобы разобраться в природе божественного чуда и противостоящей ему сверхъестественной антибожественной смуты необходимо внести ясность в содержание некоторых понятий. Прежде всего, возьмем феномен веры. Вера в человеке утверждается посредством чувств, сознания и сердца. Участие перечисленных вещей в возникновении веры, в любом случае, превосходит участие интеллекта. Возможно, именно поэтому божественной заботой было установлено, что в качестве первейшего доказательства пророчества выступают именно чудеса, а не математические формулы или философские построения. Математика понятна не каждому, философия – удел бездельников, но чувства доступны всем. Поэтому самое большое влияние на человеческие чувства и сознание способно оказать именно чудо. Не удивительно, что согласно Корану истинность пророков, которые посылались к древним народам, подтверждалась чудесами.
Есть мнение, что чудеса разнятся сообразно степени развития человеческой морали или происходят сообразно ситуации, в которой живут те или иные народы.Отсюда чудеса пророка силы - Моисея, мир ему, заключались в демонстрации внушающего трепет могущества, поскольку его оппонентом был фараон, возомнивший себя богом. А что касается чудес пророка сострадания - Иисуса, мир ему, являли собой пример милосердия: воскрешение мертвых, прозрение слепых, исцеление хворых, насыщение голодных. Его оппонентами были зарывшиеся в толкования раввины, которые, увлекшись дотошностью исполнения буквы закона, потеряли чувство милосердия и сострадания.
Итак, что такое божественное чудо?
1) Это явление, которое может быть засвидетельствовано одним из органов чувств.
Явление, которое не засвидетельствовано таким образом, никогда и никаким образом не может стать чудом, каким бы они при этом не было великим и сверхъестественным. Поэтому, хотя в Коране и рассказывается о «Ночном путешествии», как о сверхъестественном событии, случившемся спророком Мухаммадом, благословил его Аллах и приветствовал, оно не приводится в качестве доказательства истинности исполняемой им посланнической миссии и пророчества. Ибо это чрезвычайное событие тогда своими глазами не видел ни один человек. Скорее, только благодаря признанию самого пророка и вере в айаты Благородного Корана все сподвижники уверовали в то, что «Ночное путешествие» случилось на самом деле.
2) Чудо — это явление, выходящее за рамки обыденности.
Это значит, что чудо не повинуется ни одной из известных нам сил, не подчиняется ни одному из известных нам законов. Но, несмотря на то, что чудесное явление не повинуется законам и силам природы, оно, тем не менее, не отменяет эти силы и законы. Скорее эффекты природных сил просто исчезают, не будучи способными заявить о себе на арене, где проявляется действие других более грандиозных и более могущественных законов. Только и всего.
Сколь бы ни были могущественны силы природы, божественное могущество превосходит их. Сколь бы ни были постоянными законы природы, божественная воля более действенна и созидательна.Например: дерево растет ввысь благодаря силе роста. Но это не отменяет закона всемирного тяготения. Скорее, закон роста побеждает закон притяжения, и эффект гравитации не может остановить рост дерева до той поры, пока его масса не достигнет какой-то определенной величины. Или, к примеру, человек берет в руку камень с определенной массой и подбрасывает его вверх. Камень взмывает ввысь. Но ведь в этом случае закон гравитации не аннулируется, скорее он уступает одному из внешних воздействий и до определенного момента не проявляет себя.
3) Непротиворечивость природным законам.
Например: при достаточной температуре огонь способен обжигать и он может сжечь тело человека. Это — закон. Тело, не сгорающее в огне, является противоречием этому закону. Но в предании о Халиле, мир ему, которое упоминается в Благородном Коране, имеется аят: «О, огонь! Стань для Ибрахима прохладой и спасением» (21:69). Это божественное повеление лишило огонь жара, и в холодном огне тело Халиля не пострадало.
Хотя рассказ о том, как посох Моисея, мир ему, ожил, и поглотил посохи колдунов, приводимый в истории о фараоновых чародеях, и выглядит более эффектным чудом, божественная воля не отдала ему предпочтения, ибо наличие жизни в дереве, из которого был сделан посох, противоречит законам природы. Скорее дерево было трансформировано в облик змеи, а затем приказом божественной воли этой животной форме была дана жизнь.
На это похожи и чудеса, который творил Иисус, мир ему, оживляя мертвецов: наличие жизни в разложившейся плоти противоречит законам природы. Поэтому тело, которому предстоит восстать живым, божественным могуществом вначале превращается в здоровую материю, а затем в него посылается душа.
4) Происхождение чуда непосредственно по воле Аллаха и Его силой.
Любое чудо восходит непосредственно к абсолютному могуществу Аллаха. Верно и то, что когда происходит чудо, силы природы, конечно же, не аннулируются, как и само чудо не вступает в противоречие с законами природы. Однако главной причиной, приводящей эти силы в движение, является божественная воля Аллаха и его абсолютное могущество. Когда происходит чудо, природные силы присутствуют при этом, выступая в роли своего рода слуг, или инструментов, но главным двигателем является, все же, непревзойденное божественное могущество.
Возьмем уже упоминавшееся дерево. Оно растет под влиянием природных сил и законов. Этот естественный обычный процесс роста происходит в течение длительного периода времени, постепенно и размеренно. Таким же образом происходит и развитие человека: сперма попадает в утробу женщины, где пребывает в течение нескольких месяцев, затем рождается ребенок, а потом, в течение одного года становится человеком. Эти два события обычно происходят в течение достаточно долгого времени.
Но, давайте представим нашего общего предка — первочеловека: божественное могущество сотворило в его современном облике одномоментным повелением по закону, который был озвучен в императиве: «кун, фа-йакун». Вот это событие, когда в одно мгновение был сотворен человек в его нынешнем виде — является чудом творения. В этом случае нет необходимости в соблюдении законов природы, нет участия природных сил. В 4-м и 5-м рассуждениях мы написали: божественная сила превосходит природные силы. Она способна за один миг творческого акта создать то, на что потребовались бы миллионы лет.
Чудо сотворения может происходить двумя путями: 1) ускорять действие природных сил, наделяя материю большими возможностями; 2) или по принципу: «моментальный актсотворения есть следствие участия божественной силы».
В обоих этих случаях природные силы подчиняются божественной силе Аллаха. Они не отменяются, но, в присутствии более могущественной силы теряют свое значение.
Мы можем принять и толкование, написанное уважаемым господином автором на 30-й странице «Религиозных установлений». Речь идет об аяте «Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц» (15:29). Этот приказ действительно может означать повеление, адресованное к силам природы. Таким образом, когда Аллах вселяет божественный дух в человеческое тело, сотворенное по его замыслу, то все силы природы повинуются как своему создателю, так и частице божественного, присутствующей в человеке, служат и поклоняются ей.
Это толкование, несомненно, верно. Но и изначальное значение божественного повеления тоже остается актуальным.
5) Каждое чудо преследует какую-то высшую цель, оно вызвано какой-то необходимостью.
Необходимыми и прекрасными условиями всякого чуда являются такие цели, как подтверждение истинности того или иного пророка, наставление, обращенное к людям, этическое и социальное воспитание их духа и разума.
Благодаря этим условиям чудеса, являющиеся подтверждением истинности пророков, превосходят эффектные сверхъестественные фокусы Даджжала.
В результате такого анализа проясняется и отчетливо вырисовывается природа чуда.
Итак, чудо — это то, что:
1) воспринимается одним из внешних органов чувств;
2) является необычным событием;
3) не противоречит законам природы;
4) является подтверждением истинности пророчества, и
5) происходит под непосредственным воздействием божественной силы.
Таким образом, чуду оказываются присущими пять качеств, пять составных частей. Если в каком либо событии обнаруживаются эти пять элементов, то оно является чудом.
А что касается колдовства и чародейства, творимого Даджжалом, то оно не является чудом, поскольку в названных действиях отсутствуют третий, четвертый и пятый из перечисленных выше элементов. О пятом элементе следует сказать особо. Смута Даджжала, конечно же, будет происходить с попустительства, или с позволения Всевышнего. Правильнее будет сказать, что эта смута случится по причине невмешательства божественной силы.
Необычайные, завораживающие и ошеломляющие фокусы в исполнении Даджжала не будут преследовать цель принесения людям какой-то пользы. Фокусы Даджжала нужны ему лишь для того, чтобы подкрепить его претензии на божественное величие так, как это делал когда-то фараон, точнее – служащие ему колдуны. Тем не менее, мы помним пророческие предупреждения о том, что смута Даджжала будет самой опасной смутой из всех, которые когда-либо соблазняли людей. Поэтому время господства Даджжала и станет самым серьезным испытанием человеческой веры, осознанности, чувствительности и сердечности, то есть именно тех духовных качеств, которые и делают человека совершенным созданием Бога.
Айдар Хайрутдинов