Более сорока лет прошло с тех пор, как в свет вышла книга американского историка Джона Майкла Хёрта «100: Рейтинг наиболее влиятельных персон в истории» (The 100: A Ranking of the Most Influential Persons in History). В своей книге Хёрт, кстати, сугубо научный человек – астроном-астрофизик, собрал информацию о сотне самых выдающихся людей и расставил их в ряд от 1 до 100, согласно их степени значимости в истории нашей цивилизации.
В этом списке первое место занял пророк Мухаммад (благословил его Аллах и приветствовал). Этот факт удивителен, сам по себе, если учесть, что Хёрт является приверженцем идеи о том, что белые люди превосходят представителей других рас и поэтому должны доминировать над ними. В рейтинге Хёрта за пророком ислама следует Исаак Ньютон, а третью позицию занимает пророк Иса (мир ему). Книга Хёрта стала заметным событием, вызвала большие пересуды, но, тем не менее, первенство пророка Мухаммада (благословил его Аллах и приветствовал) по степени его влияния на историю человечества стало общеизвестным фактом.
Теперь обратимся к недавним событиям во Франции, которые вновь выдвинули на первый план идею столкновения цивилизаций между миром мусульман и Западом. В прошлом сентябре небезызвестный сатирический журнал Charlie Hebdo опубликовал карикатуры на пророка Мухаммада (мир ему); за этим последовало ужасное убийство французского школьного учителя, который показывал оскорбительные карикатуры своим ученикам во имя свободы выражения мнений. Эти выходки также являются отражением расистской идеи о превосходстве белой расы над другими.
Однако, если задуматься глубже, эти поступки являются отражением глубокого духовного, нравственного и интеллектуального кризиса, в котором пребывает сознание определенной части западного социума – тех самых белых людей. По сути произошло следующее: и сатирический журнал, и несчастный школьный учитель пытались высмеять главного человека в истории человечества – пророка Мухаммада (благословил его Аллах и приветствовал). Ну и кто они после этого? Позвольте спросить: если кто-то издевается и насмехается над именем лучшего человека всех времен, то сам-то он является ли человеком? Или перед нами безумный примат без морали и ума, наделенный лишь базовыми инстинктами – поесть, поспать и понятно, что еще? В общем, налицо полная дискредитация идеи о превосходстве белых над небелыми.
Отрадно, что не все люди на Западе такие. Люди. Все-таки создания Аллаха, и вот это фундаментальное начало в человеке, божий дух. Вложенный в него Творцом, одерживает верх, разрывая путы предубеждений, ксенофобии и ненависти к другим – таким же божьим созданиям. Можно перечислить десятки научных трудов, привести сотни цитат выдающихся писателей и деятелей культуры, которые, живя на Западе, все же, питают самые теплые чувства по отношению к миру ислама и к мусульманам. И это видные люди. А сколько обычных людей, которые симпатизируют исламу? Они были в прошлом. Они живут и в наши дни, и их становится все больше. Возможно, западный истеблишмент это осознает и старается вбить клин между представителями разных цивилизаций, что раз за разом выходит ему боком.
Сегодня расскажем об одном из людей, которые пытаются навести мосты между Западом и мусульманским Востоком – докторе Крейге Консидайне (Craig Considine) и его книге о пророке Мухаммаде.
Доктор Крейг Консидайн – исследователь, профессор, работающий на кафедре социологии Университета Райса (Хьюстон, Техас). Он является автором многочисленных книг и статей, в том числе об исламе и мусульманах в США и других частях мира: «Мусульмане в Америке», «Ислам в Америке», «Ислам, раса и плюрализм в пакистанской диаспоре», «Люди книги – встречи пророка Мухаммада с христианами» и др. Консидайн является режиссером фильма «Путешествие в Америку: вызов Ислама». Идеи и заключения доктора Консидайна публиковались и озвучивались на страницах ведущих американских изданий и телеканалов: New York Times, Washington Post, CNN, BBC, CBS News, Fox News, MSNBC, Newsweek и Foreign Policy. Он выступал с докладами в ведущих международных организациях и университетах мира.
Помимо всего прочего, католицизм ирландско-итальянского происхождения не мешает Консидайну, вносить свой вклад в развитие межконфессиональных отношений, твердо веря, что между мусульманами и номинально христианским Западом могут быть установлены лучшие связи через более глубокое понимание жизни и наследия пророка Мухаммада и его плюралистического видения человечества.
Непосредственным вкладом Консидайна в благое дело налаживания и укрепления межцивилизационных отношений является его новая книга «Человечность Мухаммада: христианский взгляд» (The Humanity of Muhammad: A Christian View. Blue Dome Press. 176 p.), которая вышла в свет летом этого года.
В своей книге ученый пытается наладить более прочные узы взаимоуважения и взаимопонимания между христианами и мусульманами, чтобы, говоря его словами: «возвысить нашу общую человечность» и «защитить честь пророка Мухаммада». При этом Консидайну приходится отвергать постоянные обвинения, что он «тайный мусульманин» или «либерал». Сам он называет себя «исламским апологетом», вкладывая в это определение следующий смысл: исламский апологет – это тот, кто «разделяет знания и истину об исламской вере, чтобы противостоять лжи, и чтобы укрепить нашу общую человечность». Хотя книга написана и структурирована как академическая работа, Консидайн утверждает, что она также написана для широкого читателя.
Автор объективен, трезв в своих оценках суровой реальности и потому не питает никаких иллюзий относительно поставленной перед собой сложнейшей задачи. Фактически, в первой главе, посвященной религиозному плюрализму, он признает, что дискриминация и преследование христианских меньшинств в странах с мусульманским большинством является весьма реальной проблемой, в результате чего древняя община в некоторых местах находится на грани исчезновения.
При этом утверждается, что жестокое обращение с христианами в этих странах противоречит аятам Священного Корана, в которых христиане и евреи определяются как Люди писания и являются Зимми, т.е. теми, кого власть в мусульманских странах должна защищать, как предтставителей монотеистических религий. Консидайн отмечает, что данный термин – зимми - часто неправильно истолковывается, обозначая немусульманина, находящегося в подчиненном положении у мусульман. Однако такое притеснение также противоречит пророческим учениям об уважительном отношении к людям книги и защите их мест поклонения.
Наиболее интригующая часть книги подробно описывает часто игнорируемый аспект наследия Пророка, как его приверженность религиозному плюрализму, который, согласно Консидайну, должен быть больше, чем просто религиозная терпимость. Автор ссылается, например, на межконфессиональный диалог между пророком Мухаммадом (благословил его Аллах и приветствовал) и христианской делегацией из Наджрана, которое нашло отражение в Коране. Также он приводит соглашение, заключенное с христианскими монахами горы Синай, в соответствии с которым, помимо прочих прав, им были предоставлены свобода вероисповедания и право на защиту со стороны мусульман во время войны.
Не менее интересна глава, посвященная «гражданскому национальному государству», основанному пророком Мухаммадом (благословил его Аллах и приветствовал) в Медине. Консидайн определяет его, как одновременно революционное и беспрецедентное по своим масштабам событие – создание сообщества, выходящего за этнические, племенные и даже религиозные границы, что было неслыханным делом в тогдашнем мире. Этому «суперплемени», или, скажем, «гражданскому обществу», включавшему в себя давно сложившуюся еврейскую общину, отчасти способствовала Конституция Медины, гарантировавшая равные права между жителями и «способствовавшая реализации идеи единой общины, состоящей из разнородных людей, живущих под одной властью и в конечном счете под одним Творцом-Богом».
Удивительная связь прослеживается между так называемыми отцами-основателями США и пророческим видением национального государства, которое может вызвать удивление у всех. Однако доктор Консидайн довольно убедительно находит сходство именно в общих идеалах создания общества, которое было призвано, по крайней мере, защищать всех членов общества, рассматривая их как равных независимо от религии и расы.
Последующие главы посвящены антирасистской позиции пророка Мухаммада (благословил его Аллах и приветствовал) и правам женщин. Например, права наследования и развода, прописанные в шариате, были установлены за столетия до того, как они появились в западном мире, подчеркивает Консидайн. В вопросе расовых различий особое внимание обращается на близкого сподвижника Пророка Билала – чернокожего раба, который впоследствии стал первым человеком, который азаном призвал мусульманскую умму к молитве. Обсуждается также хорошо известная заключительная проповедь Пророка, в которой подчеркивается расовое равенство, и автор указывает, что мораль и характер имеют приоритет над цветом кожи. Это, утверждает он, будет выражено подобным же образом столетия спустя в знаменитой речи доктора Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта».
Еще один аспект человечности пророка Мухаммада (благословил его Аллах и приветствовал) Консидайн усматривает в культе знаний. Стремление к обретению знания было преподано Пророком как религиозный долг мусульман и мусульманок и оказало неоспоримое влияние на цивилизации во всем мире, а не только на мусульманскую. Вклад мусульман в науку и математику, а также медицину, астрономию и другие области науки часто преуменьшается или вообще отрицается на западе. Поэтому Консидайн посвятил целую главу тем знаниям и открытиям, которые мусульмане внесли в общечеловеческую сокровищницу.
Ближе к концу Консидайн показывает, что его «любви к Мухаммаду» недостаточно для некоторых мусульман, которые спрашивают, почему он решил остаться христианином. Между тем некоторые христиане считают его еретиком за то, что он признал Мухаммада пророком. Это служит иллюстрацией того, почему книга доктора Консидайна служит столь необходимой и своевременной работой по укреплению связей между мусульманами и Западом. Автор надеется, что мусульмане смогут увидеть христиан в более человеческом свете и обратиться к христианам с искаженными или предвзятыми представлениями о мусульманах и их вере. Поэтому такая книга необходима и актуальна в эти смутные времена, если мы хотим преодолеть или, по крайней мере, смягчить перспективы цивилизационного столкновения между исламом и Западом.
«Человечность Мухаммеда» – это явно искренняя и очень личная точка зрения писателя, который является сторонником межконфессионального диалога и признает свое восхищение Пророком», – пишет Омар Ахмед, магистр международной безопасности и глобального управления в Биркбекском Университете Лондона, автор замечательного отзыва на книгу Консидайна.
Книга The Humanity of Muhammad: A Christian View доступна для скачивания по нижеследующей ссылке
Айдар Хайрутдинов