В этой статье хотелось бы поразмышлять над следующими аятами Корана : «Он – Тот, Кто сотворил вас из одного человека. Он создал из него супругу, чтобы он нашел в ней покой. Когда же он вступил с ней в близость, она понесла легкое бремя и ходила с ним. Когда же она отяжелела от бремени, они вдвоем воззвали к Аллаху, своему Господу: «Если Ты даруешь нам праведного ребенка, то мы непременно будем в числе благодарных». Когда же Он даровал им праведного ребенка, они стали приобщать к Нему сотоварищей в том, чем Он одарил их. Аллах превыше того, что они приобщают в сотоварищи». (Преграды, 7:189-190).
Человек не может жить без любви. Кто-то страстно любит свою жену, а кто-то сходит с ума по автомобилям. Список можно продолжать долго. Некоторые объекты страстной любви человека перечислены в Коране. Среди них любовь к богатству и любовь к детям выделяются особенно. Например, в суре Пещера говорится следующее: «Богатство и сыновья — украшения жизни в этом мире, однако праведные деяния, [плоды которых] вечны, Господь твой оценит выше, и на них лучше возлагать надежды» (Пещера, 18:46).
И правда, мы часто готовы на многое ради своих детей: не жалеем своего драгоценного времени и здоровья, чтобы сделать их счастливыми. Мы тщательно оберегаем своих жен во время их беременности. Работаем день и ночь, чтобы ребенок был полностью обеспечен. Так почему же многие люди, в том числе и мусульмане, получают обратный результат всех своих стараний, когда они с ужасом осознают, что их чадо выросло неблагодарным и злым человеком?
Мы переживаем за нашего будущего ребенка. И это нормально. Никому не хочется, чтобы его ребенок родился больным или недоразвитым, хотя, если такова Его воля, то придется проявлять терпение с осознанием того, что Мудрый Аллах ничего не делает просто так. Аллах наставляет нас в такой ситуации быть богобоязненными и молиться о праведном ребенке, прекрасном и умом, и телом. Во время беременности полезно читать следующий аят: «Раббии, хаб лии миль-лядункя зуррийятан тайиба, иннакя самии‘уд-ду‘а» (О Господи, даруй мне хорошее, здоровое потомство. Воистину, Ты — Слышащий [любую] мольбу-ду‘а) (Семейство Имрана, 3:38). Муж, жена или их родители могут просить об облегчении и благополучном завершении родов, например, такими словами: «Аллахумма яссир ва ляя ту‘ассир» (О Всевышний! Пожелай, чтобы это оказалось легким, а не тяжелым). Также полезна следующая мольба-ду‘а: «Аллахумма-рзукна валядан салиха» (О Господи, даруй нам благочестивого, благонравного ребенка). Арабское слово «саалих» переводится как «хорошего качества, лишенный недостатков». Однако в контексте Корана это слово больше следует понимать, как «праведный, богобоязненный, благочестивый, искренний».
Некоторые толкователи Корана упомянутый в начале статьи аят относят к Пророку Адаму (мир ему). Однако это ошибочное мнение, так как все пророки защищены Аллахом от любого греха, тем более, от ширка. Например, в Суре «Толпы» Аллах обращается к нашему Господину (ﷺ): «Тебе и тем, кто жил до тебя, было внушено через откровение: "Если ты будешь поклоняться другим богам помимо Аллаха, то тщетны будут твои деяния [в этом мире] и ты окажешься [в Судный день] среди потерпевших ущерб" (Толпы, 39:65). Но разве мы можем представить себе, зная биографию Посланника Аллаха (ﷺ), его лучезарную нравственность и наивысшую степень богобоязненности, чтобы он был бы достоин такого предупреждения?! Это означает, что Аллах на самом деле обращается через пророков к нам, к обычным грешным людям, к сыновьям Адама. Пророк Адам (мир ему) же в данном контексте является примером для нас в том, как нужно молить Аллаха о праведном ребенке.
Однако, после рождения ребенка некоторые родители, либо бабушка с дедушкой начинают слишком превозносить своего ребенка из-за страстной любви к нему, вплоть до уровня поклонения. Стоит только произнести имя родившегося чада, как все их разговоры сходятся к бесконечному восхвалению этого ребенка. Они начинают забывать, кто является Истинным Хозяином ребенка.
Конечно, мы можем и должны любить своих детей с точки зрения того, что это великий дар, данный нам на временное хранение Всевышним Аллахом. Ведь Аллах в Священном Коране называет человека «наилучшим творением». И такая любовь проявляется в постоянном переживании и страхе за то, чтобы ребенок не вырос грешником или безбожником. Таким образом, лаская нашего ребенка, гладя его по голове или целуя его, мы будем стараться рассказать ему об Аллахе. Мы будем стараться оберегать его от дурных друзей. В общем, постараемся обеспечить его всем необходимым на его пути в ахират.
Но если родителей не волнуют эти вопросы, если в их повестке дня отсутствуют эти переживания, то незаметно для себя они впадают в ширк. Они могут быть верующими в Аллаха и Его посланника, однако упомянутая выше черта характера, является проявлением ширка. Естественно, мы не можем называть таких родителей мушриками, так как они веруют в Аллаха и в Его посланника, однако то, что они делают, является свойством мушриков.
Посланник Аллаха (ﷺ) предупреждал в одном из своих хадисов «Поистине, больше всего я боюсь в вас проявление «малого ширка». Его спросили: «Что такое «малый ширк?». Посланник Аллаха (ﷺ) ответил: «Это лицемерие». В народе существует такое слово: «показуха». Например, какой-нибудь человек нехотя совершает молитву, но как только кто-нибудь появляется рядом, он сразу проявляет такое старание в молитве, что смотрящий человек думает: «Какой же праведный этот мусульманин!» На самом же деле этот человек всегда небрежно совершает молитву, когда его никто не видит. Это и есть «рия», то есть лицемерие. Да убережет нас Аллах от этого! Приведем другой пример. Скажем, какой-нибудь мусульманин произносит речь на каком-то симпозиуме, а после этого рассказывает своим друзьям следующее: «Ваш верный слуга и немощный раб Аллаха произнес речь, после которой я услышал оглушительные аплодисменты». Это тоже ужасный пример лицемерия и показухи.
Таким же образом, наша любовь к детям может быть загрязнена ширком. Истинный верующий обязан защищать свое сердце, свои чувства от этой напасти точно так же, как он защищает свою честь и совесть. Верующий человек должен избавить свою душу от высокомерия, гордыни и лицемерия, так как это свойства безбожников. Эти свойства похожи на вирусы, от которых человек может погибнуть. К сожалению, у некоторых верующих есть свойства безбожников, а у некоторых безбожников есть свойства верующих. Среди свойств безбожников можно привести в пример такие, как: лень, пренебрежение методами работы, праздное провождение времени, проживание жизни без лишних раздумий о ее смысле, нежелание узнать истину и пр. Однако ни в коем случае нельзя называть верующего человека безбожником, если вы обнаружите в нем какое-нибудь из свойств безбожника.
Такого человека следует предупредить, что он не добьется своих целей в жизни, если будет иметь такие «вирусы души». Точно также, мы можем видеть примеры каких-нибудь атеистов, либо представителей других религий, которые ведут себя, как истинно верующие. Например, среди них есть очень трудолюбивые, тщательно распределяющие свое время, обладающие взаимовыручкой и поддержкой своих соратников, стремящиеся к знаниям. Мы знаем пример людей, которые десятилетиями проводят свою жизнь в лесу, чтобы изучать жизнь змей, обходясь самым скромным жилищем. Ах, если бы такие люди имели целью приближение к Аллаху в своих исследованиях! Тогда Аллах превознес бы их над другими своими рабами, но у них нет такой цели: они всего лишь натуралисты и материалисты. Аллах дает успех этим людям в этом мире, однако если у верующих нет такого желания исследования, то не нужно удивляться, что Аллах не дарует им таких же результатов, и верующие терпят убытки. И сегодняшнее позорное положение мусульман является тому ярким примером.
(Продолжение следует)