Многочисленные опросы и статистики показывают, что главными причинами разводов по миру являются:
К сожалению, статистика разводов у мусульман также выглядит печально, что указывает на то, как мусульмане пренебрежительно относятся к велениям и наставлениям Пророка (с.а.с.). Всевышний Аллах и Его посланник (с.а.с.) учат нас по-доброму относиться к своим женам, быть к ним справедливыми и выполнять все те обязанности, которые возложены на нас религией.
Звучит банально, но идеальных людей не существует. Многие мужчины забывают об этой истине и все ждут свою идеальную пару, которая была бы хороша для них во всем. Пророк (с.а.с.) учил нас, что женщина создана из ребра:
«Обходитесь с женщинами хорошо, ведь, поистине, женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается верхняя его часть, и если ты попытаешься выпрямить ребро, то сломаешь его, а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым, а поэтому (всегда) обходитесь с женщинами хорошо» (аль-Бухари).
Ученые по-разному трактовали тот факт, что женщина создана из ребра. Кто-то понимал это буквально, кто-то придавал этому метафорический смысл. Не нужно заострять внимание на этом, а нужно понимать то, что нам хотел донести посланник Аллаха (с.а.с.) этими словами. Женщины созданы не так, как мужчины. У них преобладают эмоции и чувства, они даже мыслят по-другому. Мужчины же мыслят и действуют более рационально. И поэтому, не понимая природы женщин, они хотят, чтобы женщины вели себя так же разумно и логично.
В попытках исправить и образумить свою половинку мужчина может перегнуть палку, а это то, от чего предостерегал Пророк (с.а.с.). Необходимо свыкнуться, что человека невозможно переделать так, как этого хочется нам. Брак – это постоянные попытки найти компромисс между супругами. Если же превратить брак в постоянное столкновение, то развода не избежать.
Многие мусульмане берут из аятов и хадисов то, что соответствует их прихотям, а на остальное закрывают глаза. Вот, например, мужчины берут в практику аят: «А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте» (ан-Ниса, 34). Однако они не знают и не хотят знать, как этот аят практиковал Пророк и его сподвижники.
В первую очередь, мужчина должен начинать с мудрого и мягкого наставления, а не с криков «Ты обязана это делать!» Затем следует применять небольшие методы давления, как, например, оставление общей постели. И уж потом, после всех попыток образумить свою суженую, разрешено применять незначительную физическую силу. Пророк (с.а.с.), например, ударял своих жен небольшой палочкой мисвака, что не причиняло им особой боли и вреда.
Во времена Пророка некоторые сподвижники побивали своих жен, как это было привычно у них в доисламский период. Устав от этого, их жены собрались и пришли к посланнику Аллаха с жалобами на своих мужей. Пророк, разгневавшись, сказал затем мужчинам: «Поистине, многие из женщин обошли семью Мухаммада (ﷺ) с жалобами на своих мужей, и они (мужья) не являются лучшими из вас» (Абу Дауд).
В другой раз Пророк (с.а.с.) выступил с проповедью, во время которой сказал: «Некоторые из вас избивают своих жён как рабов, а в конце дня, наверное, ложатся спать с ними» (аль-Бухари, Муслим). Здесь он явно дает понять, что причинение женам боли и физического вреда является постыдным и порицаемым делом.
Муж – глава семьи, преимущество которого определяется его физическими и ментальными качествами:
«Жёны имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму, но мужья выше их по положению» (аль-Бакара, 228).
Исходя из этого преимущества, именно муж должен обеспечивать своих жен всем необходимым для комфортной жизни. Обеспечение это должно быть в соответствии с его возможностями и принятыми в обществе обычаями.
Сообщается, что один человек спросил Пророка (с.а.с.): «Какие у нас есть обязанности перед женами?» Он ответил: «Ты обязан кормить их, если ешь сам, и одевать их, если одеваешься сам. Ты не имеешь права бить их по лицу и оскорблять, и если ты отказываешься разделять с ними ложе, то не должен покидать дома».
Когда мужья оставляют выполнение своих обязанностей, их семейная жизнь начинает трещать по швам. Недовольство жены, постоянные ссоры, разбирательства с родителями и родственниками супруги и в конечном итоге – развод.
Однако для людей, которые ослушаются Аллаха и Его посланника в том, что касается обеспечения семьи и должного обращения с женами, разводом дело не заканчивается. Мусульманская община строится на тесных связях между ее представителями. Когда кто-либо из них начинает явно нарушать запреты Аллаха, его авторитет падает в обществе, и к нему уже начинают относиться как ненадежному и вероломному человеку. И это неудивительно, ведь человек, открыто предавший законы Господа, не побоится предать и Его творения.
Islam-Today