По одежде и внешнему виду можно понять, какой человек стоит перед нами. При встрече с великими личностями надо проявить к ним уважение. Мать правоверных досточтимая Аиша (р.а.) однажды была в поездке. Они остановились на ночлег в одном месте, и ей приготовили еду. И в это время подошел один нищий попрошайка. Аиша (р.а.) сказала: «Дайте хлеба этому нищему». Нищий взял хлеб и отдалился с того места. И как раз в это время подъехал один путник верхом на коне. Мать правоверных (р.а.) сказала: «Пригласите этого человека к столу».
Присутствующие сказали:
– Эй, Аиша! Нищего ты отправила с одним хлебом, а богатого пригласила к столу.
– Тот нищий и одному хлебу будет рад и доволен. Богатого же мы никак не могли отравить с одним хлебом. С каждым надо вести себя в соответствии с его положением, – ответила Аиша (р.а.), о чем сообщил Имам Газали (да помилует его Аллах).
С каждым надо действовать соответственно его способности понять и осознать. Недаром было сказано: «Разговаривай с людьми в соответствии с их умом» (Бухари, Ильм, 4).
Людей надо уважать соответственно образу их религиозной жизни. Глубоко верующему человеку нельзя отказывать в почтительном отношении. А те, кто проявляет слабость в исполнении религиозных обязанностей, заслуживают меньшего уважения. Если давать человеку больше того, что он заслуживает, то это может привести его к испорченности. Также было сказано, что если относиться к человеку хуже того, что он заслуживает, то это может привесте к его враждебности.
К каждому надо относиться по справедливости. В противном случае есть опасность стать одним из несправедливых людей, залимов. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Раб не станет обладателем полного имана, пока у него не будет этих трех привычек: отдавать свои средства в трудные времена, распространять приветствие словом «салям» и к каждому относиться по справедливости».
Пророк Муса (а.с.) спросил у своего Господа:
– Йа Рабби! Кто из Твоих рабов является справедливым?
Всевышний ответил:
– Тот, кто справедлив сам по себе.
В комментариях Аль-Хутаба (да помилует его Аллах) сказано, что человек обладает наилучшим нравом, но всё же от него лучше не ждать беспристрастности.
Абу Усман аль-Хайри (да помилует его Аллах) говорит: «Дружба требует от тебя не жалеть своих денег для брата-мусульманина, не заглядываться не его добро, проявлять самоотверженность по отношению к нему и не ждать от него самоотверженности, слушаться его и не ждать, чтобы он слушался тебя» (Шейх Сухраварди и Имам Газали писали об этом).
Надо хорошо относиться и к мирянам, и к тем, кто заботится о последней жизни. Злым и порочным людям тоже нравится, когда с ними хорошо обращаются. Хотя сердцем и не любишь порочного человека, однако не надо говорить об этом ему открыто, прямо в лицо. Ведь верующему человеку является ваджибом относиться к людям хорошо. С порочными людьми надо хорошо обращаться, но не нужно следовать по их пути.
Человек быстро устанет, если невеждам станет отвечать знаниями, безграмотным – положениями фикха, несознательным – сознательностью.
Тем людям, которых народ считает достойными, надо относиться почтительно в той мере, которую они заслужили. Наш Пророк (с.а.с.) однажды посетил дом одного человека. Его сахабы последовали за ним и тоже вошли в этот дом. В комнате набилось столько народу, что некуда было присесть. В это время в дом вошел Джарир б. Абдуллах (р.а.), не найдя другого места, сел на пороге. Наш Пророк (с.а.с.) тотчас снял с плеч свою хирку и протянул ее Джариру б. Абдуллаху (р.а.) со словами:
– Пожалуйста, сядь вот на это.
Джарир б. Абдуллах (р.а.) взял хирку, приложился к ней лицом и промолвил:
– О, посланник Аллаха! Как же я могу сесть на Вашу хирку?! Как Вы предложили ее мне, пусть также Аллах предложит и Вам!
После этого наш Пророк (с.а.с.) оглянулся по сторонам и сказал:
– Когда к вам придет знатный человек из какого-либо племени, окажите ему почтение. Когда к вам приходит кто-то из знатных людей государства, не являющийся мусульманином, к нему тоже надо проявить почтение в надежде, что он станет мусульманином. В хадисе сказано: «Кто окажет почет брату мусульманину, тот всё равно что окажет почтение Аллаху» (Дайлями «Фирдаус», 3/576; Захаби «Аль-Мизан», 7/22; Ибн Хаджар «Аль-Лисан», 6/277).