Само выражение «медицина Пророка» (ат-Тыбб ан-Набави), основано на хадисах Посланника Аллаха (мир ему), в которых он упоминает те или иные заболевания и пути исцеления. Однако это выражение охватывает гораздо больше смыслов, нежели сравнительно небольшое количество пророческих высказываний.
Оно включает в себя огромный опыт и наследие античной и восточной медицины, примененных в соответствии с базовыми принципами Ислама
Болезнь
Слово «болезнь» (марад) упоминается в Коране в двух различных смыслах. Аллах Всевышний говорит: «Не будет грехом для слепого, не будет грехом для хромого, не будет грехом для больного…» (Сура ан-Нур, аят 61)
В этом и подобном этому аятах Всевышний Аллах дает определение некоторым группам людей, которым предоставляются послабления в совершении поклонения.
Или, например, аяты, вроде «А если кто из вас болен или из-за головы своей испытывает страдания, то он должен в качестве искупления поститься, или раздать милостыню, или принести жертву» (Сура аль-Бакара, аят 196) предусматривающие определенные послабления для больных, вынудили исламских правоведов найти юридическое определение слову «болезнь» (марад).
Таким образом правоведы закладывают основы для практической диагностики. Они определяют состояния, с помощью которых можно судить о болезнях, включающих в себя нарушения в крови, моче, и т.д., а также дисбаланс в структуре сна, еды и питья, кроме этого причины возникновения метеоризма, насморка или рвоты.
В итоге понятию «болезнь» было дано определение – «разбалансировка, потеря равновесия». Это относится как к физическому, так и к психическому состоянию человека. Психическое или эмоциональное состояние – это пример использования второго смысла слова «болезнь». Всевышний Аллах говорит: «Их сердца поражены недугом» (Сура аль-Бакара, аят 10).
Слово «сердца» в данном контексте означает «средоточие эмоций». Физически считается, что у человека есть болезнь, если он «потерял равновесие, нарушил баланс». Кроме того, человек считается эмоционально больным, если находится вне естественного и чистого состояния, в котором были созданы все люди.
В некоторых случаях физических и душевных заболеваний требуется помощь врачей. В других случаях, участие врачей не требуется. Самые легкие формы недомогания можно устранить, прибегнув к отдыху и полноценному сну.
Ислам утверждает, что единственным полноправным целителем является Тот, кто и сотворил все болезни – Всевышний Аллах. Именно он наделяет врачей способностью исцелять больных, как это было в случае с Исой бин Марьям (мир ему), излечившим, по воле Аллаха, прокаженного.
Важно понимать, что в контексте религии речь идет не только о физических или психических расстройствах, но, а также о таких душевных пороках как высокомерие, кичливость и излишняя самонадеянность. Последним в плеяде величайших докторов и целителей по праву считается Досточтимый Пророк Мухаммад (мир ему) который своими советами и практикой изложил принципы лечения обоих типов заболеваний.
Состояние баланса
Общим для многих систем нетрадиционной медицины является понятие «баланс/дисбаланс». Естественное здоровое состояние человека - это баланс между четырьмя качествами - сухость/влажность и тепло/холод. Причины, по которой человек мог покинуть это состояние, могут быть либо непосредственные, либо косвенные.
Заболевание по непосредственным причинам - это когда что-либо попадает в организм из вне и приводит к смещению его баланса в одном из нескольких направлений. Как только субстанция исчезнет, тело вернется к своему естественному равновесию.
Заболевание по косвенным причинам продолжает доставлять больному дискомфорт даже после избавления от внешнего фактора. В таком случае организм продолжает испытывать дисбаланс четырех основных качеств.
Пророческая медицина воспринимает болезнь как вызванную либо состоянием дисбаланса, либо повреждением органа, либо естественным ослаблением, вызванным, в свою очередь, старостью.
Первая задача доктора - выяснить причину болезни, рассмотреть ее причину, подумать над тем, что может побудить организм вернуться его в правильное состояние, воздействовать на этот фактор и затем положиться в вопросе выздоровления на Всемогущего Творца.
Подготовка лекарств
Большинство лекарств в медицине Пророка (мир ему) основано на диетических советах. Простая болезнь требует простого лечения.
Посланник Аллаха (мир ему) советовал лечить болезни их противоположностями. Например, горячку советовалось лечить чем-то холодным. Классическим примером является лихорадка. Посланник Аллаха (мир ему) говорил: «Лихорадка из Ада, тушите ее водой» (Бухари, Муслим).
Каждая болезнь имеет свое лекарство
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «От каждой болезни есть лекарство и когда нашли лекарство от болезни, оно вылечит по воле Аллаха» (Муслим). Также он сказал: «Аллах не ниспослал ни одной болезни, не послав ее излечения» (Бухари).
Приведенные выше высказывания Посланника Аллаха (мир ему) устанавливают их основные принципы. Во-первых, они поощряют прием лекарств. На самом деле, большинство мусульманских ученых согласны с тем, что это необходимо. Во-вторых, они устанавливают необходимость поиска вариантов излечения. Наконец, они подчеркивают зависимость выздоровления от воли Аллаха.
В наше время люди склонны полагаться на лекарства, а не на Дарующего исцеление. Интересно наблюдать, как мало больных вспоминают Аллаха, пока их заболевание не окажется неизлечимым.
Духовные и физические болезни
Посланник Аллаха (мир ему) давал конкретные советы для конкретных заболеваний. Например, он советовал применять мед для лечения болезней груди и печени. Также он советовал в качестве лечения применять очищение желудка и употребление воды при лихорадке.
Кроме того, он учил верующих молитвам, которые должны были облегчить состояние больного и помочь выздоровлению.
Диета – залог здоровья
В арабском языке есть слово, которое относится к питанию и связанным с ним мерам предосторожности. Это слово «химья». Химья является основой исламской медицины.
Более полно смысл слова «химья» раскрывается в хадисе, в котором Пророка (мир ему) и его двоюродного брата Али (да будет доволен им Аллах) пригласили на трапезу в дом Умм аль-Мандари бинт Кайс аль-Ансари.
Начав есть, Пророк Мухаммад (мир ему) остановился и сказал Али: «Ты недавно болел» и пододвинул к нему блюдо из перловой крупы с листовой свеклой со словами: «Это тебе полезнее». (Ибн Маджа)
Ученый Ибн Харис, получивший прозвище «Лекарь арабов» говорил: «Химья – это источник всякого исцеления, а желудок – дом всякой болезни». Посланник Аллах (мир ему) сказал: «Желудок – это колодец тела, и из него напитываются кровеносные сосуды. Если он здоров, то по сосудам разносится здоровье, если он болен, то по сосудам разносится по телу яд».
Вы можете использовать принципы «химья» как лекарство, либо для поддержания здоровья или для восстановления после болезни.
Общее поведение и базовая гигиена
Посланник Аллаха (мир ему) пришел в этот мир для того, чтобы улучшить наш нрав и поведение. Он советовал нам не только то, что употреблять в пищу, но и то, как это лучше сделать. Например, он советовал накрывать оставленную пищу, мыть руки перед едой и нагревать пищу до кипения во время ее приготовления.
На самом деле то же самое относится и к этикету приема пищи. Посланник Аллаха (мир ему) учил нас сидеть так, чтобы пища наполняла наш желудок лишь на треть от его объема.
Посланник Аллаха (мир ему) упомянул более семидесяти специфических продуктов, которые он считал полезными. Современная наука подтвердила, что он был прав. Среди упомянутых продуктов были мед, финики, уксус, рыба, имбирь и многие другие (Подробнее: Фрукты, которые Пророк (мир ему) употреблял на протяжении всей своей жизни).
Islam-today