Фото: Мариям Давыдова
Какая она современная молодежь? Чем дышит? Какие проекты предлагает? Об этом мы поговорили с победителями XVI Всероссийского форума мусульманской молодежи, успешно прошедшем в древнем городе Болгар.
Площадка ФММ – это 100 молодых мусульман от Индонезии до Египта, которые в загородном лагере на протяжении 7 дней представляли свои проекты во благо общества, и учились их реализовывать. Организаторами форума выступают Духовное управление мусульман Республики Татарстан и Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования.
Большая миссия форума в том, чтобы, повышая духовность, создать специальную среду для молодых мусульман, жаждущих сделать что-то полезное для общества, для своей уммы.
Форум, год от года расширяющий свой формат и географию, в этот раз собрал вместе молодых мусульман в возрасте от 18 до 30 лет из отдаленных уголков земного шара.
География участников в этом году, по словам ребят, поразила всех. Со своими проектами и инициативами мусульмане прибыли из Индонезии, Египта, Великобритании, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, а также различных регионов России, включая Республику Татарстан, Крым, Башкортостан и другие. Проекты ковались сразу на трех площадках: образовательной, творческой и практической.
Выбрать достойных среди такого количества талантливых ребят всегда непросто, делится с нами Айгуль Биктимирова, начальник отдела социального развития ДУМ РТ. По ее словам, отбор наилучших идейных проектов на форуме осуществляли эксперты по исламскому праву и вероучению, а также другие известные специалисты.
Кроме того, по признанию Айгуль ханум, каждый год кто-то становится хедлайнером форума. В этот раз своим визитом ребят почтил – Абдуррахим Лакрим, прямой потомок Пророка ﷺ и известный шейх из Марокко, преподаватель фонда Etablissement Ajial boufekrane.
Эксперты помогали молодым мусульманам получать религиозные знания, читали научно-познавательные лекции, проводили тренинги, мастер-классы, TED-доклады, диспуты, также для ребят были открыты кинозал и книжный клуб.
Изначально из 100 проектов было отобрано 52. Среди них были проекты, связанные с IT, кино, исламским образованием, мусульманской инфраструктурой, экологией, спортом, благотворительностью, а также для женщин, детей и молодежи, личностного роста.
Фото: Мариям Давыдова
Наиболее злободневным и актуальным оказался проект «Тепло про тело», именно он стал победителем XVI Всероссийского форума мусульманской молодежи.
Проект «Тепло про тело» направлен на половое воспитание подростков 9-14 лет. Проект реализуют девушки из Казани, Уфы, Москвы – Мариям Давыдова, Асель Курмашева, Гузель Кутлубаева.
Девушки получили грант в размере 100 тысяч рублей для реализации этой идеи. По словам создателей проекта, средства гранта направлены на работу с различными экспертами, на техническую разработку комикса и презентацию готового продукта.
«Тепло про тело» – это первый в России комикс по половому воспитанию в соответствии с исламскими ценностями для подростков в пубертате. Говоря о названии проекта, девушки отмечают, что искали комфортное название, которое отличало бы их от других.
«Тепло про тело» на самом деле небольшая игра слов, но очень хорошо отражает наш взгляд на половое воспитание комфортно, по-сестрински рассказывать о женском теле», – рассказывает Мариям Давыдова – одна из авторов проекта, с которой мы побеседовали.
Победители планируют создать в формате комиксов сборник ответов на вопросы о сложном периоде полового созревания и распространять его на офлайн и онлайн площадках. Реализация проекта уже идет полным ходом.
«Мы собрали команду и уже с ней разрабатываем сюжет и прописываем ТЗ для иллюстратора. Прописаны основные главы, определенны точные темы, остается собрать все вместе, доработать, отредактировать и передать иллюстратору», – рассказывает Мариям.
И самая сложная задачи при этом, по ее словам, прописать интересный для подростков сюжет, соблюдая все «нормы» детской и подростковой литературы и цензуры.
На данный момент работа в рамках проекта ведется только с девочками. Мариям Давыдова является акушером и на протяжении года ведет лекции по половому воспитанию для юных мусульманок. По ее словам, родители приходили с проблемой, что их дочери самостоятельно изучают данную тему в источниках, которые не соответствуют ценностям ислама. Поэтому идея создания подобного продукта был спровоцирована спросом со стороны обеспокоенных родителей.
«Я выросла в религиозной семье, и сама не раз встречалась с таким вопросом, как нехватка должной информации о половом воспитании, особенно с информацией, соответствующей исламским ценностям», – делится Мариям.
Фото: Мариям Давыдова
Сейчас поступает много запросов по поводу уроков полового воспитания и для мальчиков, теперь авторы проекта находятся и в этом творческом поиске. И самое важное, им в команду для начала необходимо найти специалиста-мужчину, который будет лучше разбираться в данной теме.
По признанию авторов проекта, к сожалению, исламский рынок в России не дает такого продукта, который бы закрывал проблемы и потребности именно девочек, находящихся в подростковом периоде.
«Именно поэтому мы решили создать уникальный продукт. Проект представляет собой разработку комикса и распространение на офлайн и онлайн площадках. Вариант комикса выбран по причине того, что у подростков распространен данный формат, из-за легкого и доступного контента, который может удержать внимание ребенка и отвечает современным тенденциям и интересам подростков», – рассказывают авторы проекта.
Команда состоит из специалиста в вопросах акушерства, педагога-тьютора и человека, отвечающего за технические вопросы проекта.
По словам Мариям девочки помладше вначале немного стесняются, им стыдно разговаривать на подобные темы. Но потом они понимают, что разговор идет не о постыдных вещах, расслабляются и погружаются в тему. Мариям рассказывает, что потом юные мусульманочки даже "просвещают" своих мам.
«Девочки постарше больше с интересом слушают и у них всегда много вопросов. Они понимают ценность знаний, что-то уже сами знают, но при этом с удовольствием готовы углубиться в тему полового воспитания».
В обществе сформировалось заблуждение, что уроки полового воспитания – это про секс и откуда берутся дети, и зачем вообще с детьми нужно об этом говорить. Многие люди совершенно не разделяют два понятия: половое и сексуальное воспитание.
Половое воспитание в своей основе формирует у детей и подростков правильное отношение к вопросам пола. Существует соответствующая каждому возрасту норма знаний касательно своего тела. Это знания о том, как оно устроено, вопросы гигиены, этики, морали и что очень важно – безопасности, вопрос выстраивания своих телесных границ.
«Знание основ своего организма и понимание процессов, происходящих в нем, дает нам некую подушку безопасности. По средством знаний об анатомии женского тела, можно предотвратить развитие гинекологических заболеваний, соблюдая и понимая основы гигиены. Так же можно развеять мифы, которые могут нанести девушкам физический или психологический вред», – говорит Мариям.
Отсутствие в школах уроков полового воспитания также во многом объясняется неправильной трактовкой понятия «полового воспитания», которые многие связывают с чем-то пошлым и вызывающим. Марьям Давыдова считает, что в школах уроки полового воспитания имеют место, но должно учитываться одно «но».
«Зачастую родители стесняются заводить разговор на такие темы или же не знают даже элементарных вещей, чтобы объяснить те или иные процессы ребенку. Но ориентироваться на программу уроков ПВ в Европе по-моему мнению не стоит, нужно создавать свою концепцию, в центре которой лежит не секс и нормализация отношений ЛГБТ-меньшинств, а гигиена, половое здоровье, контрацепция и традиционные семейные ценности».
Нужно ли говорить в исламской семье с детьми про секс или это те знания, которые человек получит в жизни естественным образом? Вопрос – неоднозначный и вызывающий кучу дискуссий.
Как считают девушки, реализующий проект «Тепло про тело», родители-мусульмане должны разговаривать с детьми о сексе, но не в таком формате как многие это себе представляют, потому что дети уже все знают к подростковому возрасту. Разговор на эту тему с мусульманскими детьми важен еще прежде всего с духовно-нравственной точки зрения.
«Обязательно нужно проговорить этот вопрос для избежания преждевременного начала половой жизни и экспериментов со своим телом. Секс – это не стыдно, секс – часть жизни любого человека, но надо дать понять, что сексом занимаются взрослые и только после никаха (брака)».
К тому же, разговоры о сексе – это еще и вопрос построения доверительных отношений между родителями и детьми уже с маленького возраста, считает Мариям.
«Ребенок должен знать, что всегда может обратиться к родителю со своими проблемами и его не осудят».
Для каждого возраста есть своя база знаний ПВ. Тут Марьям уточняет, что в три года – это «правило трусиков», подмывания, называть органы своими именами; ближе к половому созреванию, разговор о месячных (с девочками), и в подростковом возрасте – аккуратный разговор о о том, "откуда берутся дети".
Фото предоставлено Мариям Давыдовой.
Надо отметить, что подход к вопросу полового просвещения во всем мире очень разный. Тут накладывают свой отпечаток и традиции, и ценности страны, менталитет народа и религиозные убеждения.
Даже если посмотреть на этот вопрос в рамках одной страны, такой, казалось бы, очень либеральных США, то одни выступают за то, чтобы подростков учили откладывать секс до тех пор, пока они не будут к нему готовы, и говорят о возможных последствиях, а их оппоненты считают, что секс должен быть только после свадьбы.
Религиозный контекст играет значительную роль. По словам Мариям, важно помнить, что ПВ на основе исламских ценностей – это, прежде всего, знания о том, что секс наступает только после брака, проведение параллелей между сунной и медицинскими рекомендациями по гигиене, раскрытие такие понятий как гусль для девочек после месячных, обсуждение почему необходимо надевать хиджаб после полового созревания.
«Современное ПВ чаще не пересекается с исламом, очень многие вещи, которые в норме у светского общества, не приветствуются в нашей религии».
Можно даже заключить, что нормы ислама в определенной мере способствуют адекватному половому воспитанию детей, являются защитой от подростковой беременности и множества сопутствующих началу ранней половой жизни проблем.
«Нежеланная ранняя беременность, гинекологические заболевания, заболевания, передающиеся половым путем от частой смены партнера, неудачный сексуальный опыт из-за большого интереса к сексу – главные проблемы, которые закрывает ПВ, основанное на исламский ценностях».
Несмотря на открытость ислама вопросам полового просвещения, нельзя не отметить табу, которые существуют в вопросах ПВ детей в исламской среде. Прежде всего, это – тема ЛГБТ.
«Категорическое нет» – говорить, что ЛГБТ – это норма. Это не норма. Семьей могут быть только мужчина и женщина. Также категорическое нет, это ранний возраст вступления в половую жизнь. Секс может быть только у взрослых людей, которые вступили в брак. И конечно же тема мастурбации, советовать исследовать свое тело».
Лекции Мариям строятся на основе образовательной программы по акушерскому делу, но адаптируются под возрастные особенности в простые формулировки и понятия. Для наглядности специалист использует презентации, схемы и картинки, а также голосовое сопровождение.
«Это наш первый социальный проект, в который мы верим и реализуем с горящим сердцем. Альхамдулиллах, при упаковке и презентации проекта мы не ощутили ни один косой взгляд, все нас очень сильно поддерживали и верили в наш проект. Наша умма нуждается в проектах, направленных на развитие и вложение в детей, чтобы воспитать праведное поколение и вверить им благой нрав».
Ясмин Нуриева