Фания Залялиева: «Искусственный интеллект не может заменить абыстай, потому что у него нет духовного сердца»

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

В татарской культуре есть уникальный феномен – абыстай. Это грамотная и образованная женщина со знанием традиций, обычаев и религии, подкрепленным большим жизненным опытом. Ее авторитет неоспорим, а роль оставалась неизменно значимой на протяжении столетий.

Кто она – современная абыстай? В чем она видит свое призвание и как находит подход к душам людей? Об этом мы поговорили с абыстай мечети "Гадел" Фанией Залялиевой. Она рассказала о роли мусульмански в современном мире, о том, как сохранить живую связь поколений и почему искусственный интеллект никогда не сможет заменить абыстай.

–  Абыстый – феномен сугубо татарский. Как бы вы его объяснили? Чем охарактеризован женский мусульманский активизм?

– Абыстай – явление уникальное для татарской культуры. Женщина-мусульманка – это опора общества, ведь именно она закладывает фундамент личности будущих поколений. Мать – это первый учитель в жизни каждого человека. Она передает ребенку не только традиции, культуру и нравственные принципы, но и через свои поступки показывает, что такое любовь, сострадание, терпение и уважение.

Сегодня мусульманки активно участвуют в жизни общества, занимаются благотворительностью, просвещением, поддерживают тех, кто в этом нуждается. Они становятся лидерами различных сферах – от образования до бизнеса, доказывая, что вера и активная жизненная позиция могут сосуществовать и не противоречить друг другу.

Определенные исторические события повлияли на положение женщины в обществе. Первая мировая война и годы революции поставили перед ними новые вызовы. В этот нелегкие времена женщины не прекращали выполнять свои религиозные обязанности. Когда мужья уходили на фронт, они собирались вместе, читали Коран и молились за своих отцов, братьев и мужей. Эта традиция не прервалась даже в советское время.

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Именно абыстаи в послевоенные годы, несмотря на разрушение мечетей и отсутствие образованных устазов, поддерживали исламскую жизнь и обучала молодежь. Они олицетворяли духовную силу и стойкость, вознося молитвы за защиту и благополучие страны.

Если женщины перестают выполнять религиозные обязанности, то теряется не только язык, но и сам морально-духовный облик мусульманского общества. Вера и знания – вот залог сохранения духовности и культурного наследия.

Феномен абыстай: как татарские бабушки хранят традиции народа

– Какую роль, по-Вашему, должны играть женщины в обществе сегодня?

– Сегодня я вижу ключевую роль женщины в просвещении и духовном воспитании. Это не просто преподавание, а настоящее служение, которое требует чистого намерения и искренней отдачи. Речь идет не только о том, чтобы научить грамоте и чтению, но и о формировании системы ценностей, которая поможет детям выстроить правильные ориентиры и уверенно идти по жизни.

– В какой момент жизни вы ощутили себя абыстай? Когда вы поняли, что это – ваше призвание?

– Это осознание пришло ко мне во время учебы у известной преподавательницы Рашиды Исхаковой. Я стремилась постоянно  укреплять свои знания, и тогда появилась идея организовать детский лагерь в деревне Уркуш Кукморского района. В летние каникулы я начала собирать детей и обучать их основам ислама. 

В 2001 году, после окончания медресе 1000-летия принятия ислама, мне предложили вести занятия для женщин в новой мечети «Гадель». Всевышний предоставил мне множество возможностей раскрыть свой потенциал и передавать исламские знания.

Моей главной целью было не только поделиться знаниями, но и помочь людям в их повседневной жизни. Многие женщины в те времена сталкивались с непониманием и нехваткой знаний, и моей задачей стало просто и ясно разъяснять им Коран и сунну, проводить собрания, помогать сохранять веру в трудные времена.

Фото предоставлено Фанией абыстай Залялиевой.

Фото предоставлено Фанией абыстай Залялиевой.

Со временем я поняла: моя миссия выходит за рамки лекций и уроков. Это ответственность перед общиной, перед теми, кто искренне ищет путь, и перед теми, кто уже идет по нему, но нуждается в поддержке. Такая работа требует не только знаний, но и чуткости, терпения, умения слушать. Я стараюсь говорить на занятиях доступным языком, собирать семьи для совместных молитв и бесед, вовлекать молодежь в диалог о нравственных ценностях и гармонии в обществе.

Я осознаю, что роль абыстай не ограничивается стенами мечети: она включает в себя работу с семьями, школами и общественные инициативы. Трудности на этом пути неизбежны: непонимание, усталость, стереотипы. Но для меня главное – помнить о цели: помочь людям обрести уверенность в своей вере, давать советы и наставления в сложные моменты, научить уважению и делать им добро. В этом и заключается мое призвание.

– Какие из ваших проектов или инициатив вы считаете наиболее значимыми? И что лично для вас является главной наградой в вашей работе?

– В 2005-м году я познакомилась с учителем из Накшбандийского тариката, и это стало для меня поворотным моментом. Тогда я ощутила, что приближаюсь к своему истинному предназначению. Я углубилась в труды великих наставников – Имама Газали и Мухаммада Назима аль-Хаккани. Их принципы стали для меня ориентирами, и я начала воплощать их принципы в жизни.

Одна из важных ступеней нашего пути – создание книги «Күңелләр дәвасы» («Лечение души»). Я вижу свою роль в том, чтобы продолжать традицию наставничества, делая исламское знание доступным для людей любого возраста через современные формы.

С каждым шагом, который я делаю на этом пути, я понимаю, что служение знанию – это не просто работа. Моя миссия – помогать людям находить свет знаний. И благодарность за эти шаги для меня не измеряется материальным. Главная награда для меня – это доверия тех, кто обращается ко мне за помощью и советом, а также в виде видимых изменений к лучшему в их жизни и в жизни всей общины в целом.

Фото: ИД "Хузур"

Фото: ИД "Хузур"

– Что для вас религиозное служение?

— Для меня религиозное служение – это не просто работа, а цепь наставничества, которая связывает поколения верующих и превращает знания в нравственную практику. Шариатские знания передавались из поколения в поколение великими учеными ислама и дошли до наших дней в целости и сохранности. Сегодня наши уважаемые устазы и хазраты передают людям истинное руководство шариата и вдохновляют следовать по пути Всевышнего Аллаха.

В прошлом существовала острая нехватка учителей. В некоторых районах порой был лишь один человек, который умел читать Коран и знал арабский язык. Все приходили учиться к нему, так как ценили любую возможность глубже изучить ислам. Наставничество в исламе – это живое дыхание общины. Это путешествие от учителя к ученику, от поколения к поколению, которое продолжает поддерживать духовность, образование и нравственные устои общества.

– Что побудило вас посвятить часть своей деятельности работе с детьми? Что вы считаете самым важным в исламском воспитании подрастающего поколения?

– Воспитание подрастающего поколения – это процесс формирования их души и характера, которые будут определять их жизнь в семье и обществе. Часто приходится наблюдать печальную картину: родители заняты на работе, гонятся за мирскими благами, не уделяя должного внимания воспитанию своих детей.

Размышляя о самом важном в исламском воспитании детей, для себя я отметила следующее: своим поведением мы должны показывать важность религии в нашей жизни и что истинное счастье можно достичь только через послушание Создателя важно развивать в детях эмпатию, ответственность и уважение к другим людям; следует воспитывать в детях чувство благодарности Богу за все те блага, которые Он дарует нам каждый день; необходимо постоянно учиться самим и делиться этими знаниями с другими.

Воспитание детей – это важный вклад в будущее мусульманского общества. Дети в молодом возрасте быстрее учатся и легче усваивают информацию, что делает этот период особенно значимым для формирования их характера и мировоззрения. То, что они узнают и усваивают в детстве, остается с ними на всю жизнь и влияет на их выбор и поступки в последующем.

Дети учатся не только словам, но и тому, как взрослые живут, как они относятся к другим, держат свои обещания и справляются с трудностями. Именно поэтому моя работа с детьми – это не временная задача, а долгосрочное служение. Через занятия, беседы и совместные проекты мы помогаем молодым людям формировать моральные принципы, развивать интеллектуальные и духовные качества, а также учиться жить в мире и сотрудничать ради общего блага.

Фото предоставлено Фанией абыстай Залялиевой.

Фото предоставлено Фанией абыстай Залялиевой.

– Как вы видите современную мусульманскую молодежь? С какими главными вызовами и возможностями, на ваш взгляд, она сталкивается сегодня?

– Сегодня у людей есть доступ к любой информации и знаниям. У этого есть как свои плюсы, так и минусы. В условиях глобализации и быстрого развития технологий молодые люди сталкиваются с влиянием различных культур и идей, что иногда может приводить к конфликту с традиционными исламскими ценностями. Однако в то же время это открывает новые горизонты для обучения и обмена знаниями.

Одним из главных вызовов современной молодежи является необходимость сохранить свою идентичность и веру в условиях постоянного давления со стороны. Молодежь часто сталкивается с искушениями, которые могут отвлекать их от духовного пути. Поэтому важно, чтобы они имели доступ к правильным знаниям и наставлениям, которые помогут им укрепить свою веру и моральные ценности.

Таким образом, важно создавать поддерживающую среду для молодежи, где они могли бы расширять свои знания о религии, укреплять свою веру и находить поддержку среди единомышленников. Мы должны вдохновлять их на активное участие в жизни общины, показывая, что их вклад важен для будущего ислама. Поддерживая молодежь в их стремлении к знаниям и духовному росту, мы закладываем прочный фундамент для формирования сильной и сплоченной уммы.

«Бриллианты» татарской уммы: что волнует мудрых абыстаев сегодня?

– Как справляться с современными вызовами (интернет, гаджеты) в контексте исламского воспитания?

– Молодежь имеет широкие возможности для обучения. Сегодня это не только газеты и книги, но и интернет с гаджетами, которые открывают широкие горизонты для получения знаний. Однако на этом пути невозможно обойтись без мудрого наставника, который поможет выбрать правильный путь.

Следуя его указаниям с искренним желанием и усилиями, человек сможет подняться по духовным ступеням. Ведь Всевышний Аллах сам поддержит тех, кто стремится к знаниям и духовному росту. Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Кому Аллах желает блага, тому Он дает знание и понимание религии».

– Мы видим, как ИИ активно входит во все сферы современной жизни. Как вы считаете, может ли искусственный интеллект когда-нибудь заменить абыстай и выполнять ее функции?

– Искусственный интеллект способен излагать информацию красиво, отвечать на вопросы и даже придавать общению эмоциональную окраску. Однако ему не хватает главного – духовного сердца. Ничто созданное человеком не может заменить живую связь между наставником и учеником, которая основывается на общей вере, искренней любви и божественной искре, присутствующей в каждой человеческой душе. Духовная сущность человека остается вне досягаемости технологий.

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Беседовала Нурсина Курамшина

Социальные комментарии Cackle