Жизнь напоказ: как защитить себя от рия?

Фото: Art Stocker/ shutterstock.com

Фото: Art Stocker/ shutterstock.com

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Больше всего я за вас боюсь, что вы попадёте в малое многобожие». Сподвижники спросили, что это, на что Пророк ﷺ ответил: «Рия».

Рия – это совершение дел напоказ, ради довольства людей. В арабском языке слово «рия» – رياء – означает «лицемерие», «двуличие», «неискренность». В исламе это понятие приравнивается к многобожию, поскольку обесценивает искренность поклонения и искажает истинные намерения. Это не просто грех, а деяние сердца, из-за которого человек может лишиться благ как этого мира, так и ахирата.

Почему у человека возникает желание совершать что-то напоказ?

1. Нехватка богобоязненности. Человек, чье сердце не наполнено страхом перед Аллахом и стремлением угодить Ему, стремится к признанию среди людей и одобрению общества. Главная цель такого человека не угождение Всевышнему, а получение похвалы.

2. Гордость и тщеславие. Показуха часто основана на гордыне – человек хочет возвыситься, казаться лучше других, поэтому совершает хорошие дела на виду.

3. Отсутствие искренности. Искренность – основа поклонения в исламе. Если искренности нет, действия превращаются в форму лицемерия и пустой демонстрации.

4. Конкуренция. В обществе люди часто оценивают друг друга по показным поступкам, а это подталкивает к стремлению «выглядеть хорошо», делая благие дела ради общественного статуса.

Исламская линия доверия: «Совершаю намаз ради похвалы...»

Рия нарушает фундамент исламской концепции единобожия. В результате человек становится рабом общественного мнения, а не Аллаха.

В Коране сказано:

«Аллах создал семь небес и столько же (уровней) земли. Между ними (небесами и землей) спускается повеление (Аллаха – Его решение о создании и управлении миром). Так знайте же, что Аллах способен на все и что Аллах охватывает все Знанием» (ат-Таляк, 12).

Всевышний сотворил небеса, землю и то, что между ними, так искусно и удивительно, чтобы человек знал, что Он – Знающий и Всесильный. Почему человеку не достаточно того, что Аллах видит его, хвалит и благодарит, и все равно желает людской похвалы?

Человеческая похвала и мирские блага, которые человек получает за богоугодные поступки, не идут ни в какое сравнение с тем, что испытывает человек, когда его дела радуют Господа. Его благодарность, похвала и награда гораздо больше, чем всё, что мы можем получить от людей. Это можно сравнить с каплей воды в бескрайнем океане, даже если бы нам предложили всё на свете. Поистине, человек наносит себе урон и будет в великом убытке, если упустит достойное положение перед Всевышним, обменяв его на людские довольство и похвалу.

Фото: Deemerwha studio/ shutterstock.com

Фото: Deemerwha studio/ shutterstock.com

Рассмотрим на простом примере. Допустим, человек совершает такие деяния, которыми он может удостоиться благоволения самого великого правителя на земле, но вместо этого он стремится заслужить расположения дворника из низших слоев общества. Люди скажут такому человеку: «Зачем тебе довольство дворника, если ты можешь добиться расположения самого правителя? К тому же этот дворник уже знает о том, что правитель недоволен тобой, и сам разгневался на тебя из-за того, что ты рассердил правителя. Ты упустил обе возможности». Таково положение двуличного человека.

И зачем человеку расположение ничтожных и немощных творений, когда он может удостоиться довольства Аллаха, Господа миров, Который заменит ему всех людей?

Стремится нужно только к Одному лишь Аллаху, и тогда Он дарует тебе оба мира, поскольку Он ими владеет. В Коране говорится:

«Кто желает награды в этом мире (и выходит на войну ради трофеев), (тот пусть знает, что) ведь у Аллаха – награда (и воздаяние) как в земном мире, так и в мире вечном. И Аллах – Слышащий, Видящий» (ан-Ниса, 134).

Передается от Хасана аль-Басри, что один мужчина сказал: «Клянусь Аллахом! Я буду поклоняться Аллаху так усердно, что люди станут поминать меня, говоря об этом усердии!» Он стал приходить в мечеть раньше всех и покидать ее позже всех. Кто бы ни смотрел на него, обнаруживал его неустанно молящимся и постящимся.

Помимо этого, он регулярно посещал собрания зикра. В таком состоянии он прожил семь месяцев, но каждый раз, когда он проходил мимо людей, они говорили: «Аллах сделал с этим показушником то и это, поступил с ним так-то». Тогда он приступил к самоанализу и решил: «Вижу, ничего хорошего я не добился. Теперь же пусть мои деяния будут посвящены только Аллаху». И он не добавил к своей практике ничего нового – всего лишь исправил намерение. Впоследствии, когда он проходил мимо людей, они говорили: «Да помилует его Аллах. Он встал на верный путь».

Как оберегать себя от рия и повысить богобоязненность?

1. Постоянно помнить о том, что Аллах Всевидящий и Всеслышащий и знает о наших самых сокровенных желаниях.

Человек должен помнить, что Аллах видит даже самые сокровенные мысли и намерения. Как сказано в Коране: «Нет никого (и ничего) подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (аш-Шура, 11). Осознание того, что невозможно скрыть истинные намерения от Всевышнего, помогает очистить сердце.

2. Постоянно исправлять свое намерение.

Перед каждым деянием необходимо задать себе вопрос: «Для кого я совершаю это действие? Для Аллаха или для людей?» Регулярная проверка намерения поможет оставаться на прямом пути. Всевышний Аллах говорит: «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом (воскрешение и воздаяние), пусть совершает праведные дела и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (аль-Кахф, 110).

3. Обращение к Аллаху о защите от рия. 

Просить Аллаха даровать нам чистоту намерений и освободить от желания показухи.  Пророк ﷺ учил сподвижников следующей дуа от рия:

اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ أَنْ أُشْرِكَ بِكَ وَأَنَا أَعْلَمُ، وَأَسْتَغْفِرُكَ لِمَا لَا أَعْلَمُ

«Аллахумма инни а'узу бика ан ушрика бика ва ана а'ляму, ва астагфирука лима ля а'ляму».

Перевод смысла: «О, Всевышний, я ищу убежища у Тебя от того, чтобы придавать Тебе сотоварища сознательно, и прошу прощения за то, что совершаю неосознанно».

Фото: Garakta-Studio / elements.envato.com.

Фото: Garakta-Studio / elements.envato.com.

4. Поклонение с ихсаном.

Пророк ﷺ учил, что  суть ихсана – в том, чтобы поклоняться Аллаху, как будто видишь Его, хотя ты не можешь видеть Его, но Он видит тебя. Чем сильнее страх и любовь к Аллаху в сердце, тем меньше желание угодить людям ради пустой похвалы. Чтение Корана, пост, постоянная молитва и размышления о смерти и Судном дне укрепляют богобоязненность.

5. Совершение благих дел скрыто.

Совершать хорошие поступки втайне, ведь тайное поклонение ценится выше, чем показное. Например, давать милостыню так, чтобы никто, кроме Аллаха, не знал о ней.

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, Аллах дарует мирские блага за деяния ахирата, но не дарует ахират за деяния мирской жизни».

Если у человека будет искреннее намерение заслужить Рай, и он будет подтверждать это действиями, то получит как ахират, так и мирское благополучие. Если же он будет стремиться только лишь к бренному миру, то потеряет ахират и, возможно, все равно не обретет мирского счастья, как хотел, а если даже и получит его, то оно не будет вечным, а это означает потерю ахирата и мирской жизни одновременно.

Совершайте свои дела только ради Господа, стараясь добиться Его довольства, ведь если добиться этого, Он возлюбит вас, окажет почет и одарит так щедро, что вы останетесь довольными Его дарами, станете независимыми от всех творений. Как сказано в Коране:

«Поистине, верующих, совершавших благие дела, Милостивый одарит любовью» (Марьям, 96).

Нурсина Курамшина

Социальные комментарии Cackle