Аллах Всевышний направил Мухаммада (мир ему) как милость для миров. И при жизни, и после своей смерти он является милостью для всех людей, джиннов, ангелов, вьючных животных, шайтанов, зверей и птиц, для всех живых и неживых существ.
В ночь его вознесения (Мирадж) не было ни одного ангела, который бы, встретившись с ним, не извлек из этого пользы. Кто-то приобрел знания, кто-то узнал сокровенные тайны.
Когда Джабраиль (мир ему) доставил аят: «Мы направили тебя как милость для миров», Пророк (мир ему) спросил у него:
- О, Джабраиль! Есть ли для тебя доля из этой милости?
Джабраиль (мир ему) ответил:
- Да, о Расулюллах! До Вашего пророчества я беспокоился о своем последнем дыхании. Меня пугало положение шайтана. Этот страх покинул меня, когда Всевышний направил Вас как милость для миров, меня же сделал Вашим вестником и возложил на меня обязанность ниспосылания Священного Корана, а затем в одном аяте назвал меня благородным, влиятельным, верным и надежным. Такого счастья я добился, служа Вам.
Милость Расулюллаха (мир ему) к роду джиннов заключается в том, что благодаря его призыву они услышали Коран и удостоились чести обрести веру (иман) и знания (ирфан). Они научились идти по прямому пути и служить рабам Аллаха. В Благородном Коране детальнейшим образом разъясняется, почему Предводитель мира (мир ему) является милостью для людей. Здесь мы поясним вкратце. Посланник Аллаха (мир ему) станет милостью для верующих и неверующих в этом мире и в последней жизни. О том, что он стал милостью для верующих, в Коране сказано так:
«Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее».
Милость Предводителя обоих миров (мир ему) к неверующим заключается в том, что благодаря ему их мучения откладываются. Его милость к лицемерам-мунафикам проявляется в защите от предания к смерти из-за их двуличия. А его милость к муминам заключается в обретении ими прямого пути (хидаята). Не случайно, Аллах Всевышний в Коране пояснил:
«Пока ты находишься среди неверных, Я не пошлю им мучения».
В этом благородном аяте заключена радостная весть: враги Аллаха, неверные и лицемеры, защищены от наказания в этом мире благодаря существованию Посланника (мир ему). Друзья Аллаха, обладатели имана и ирфана, будут спасены от мучений в Аду благодатью и заступничеством Хабибуллаха.
Согласно преданиям, когда был ниспослан приведенный выше аят, Султан Пророков (мир ему) сердцем почуял тревогу, что после него людям с неба падет наказание. С целью успокоить Своего Любимца, Аллах Всевышний велел:
«Аллах не пошлет мучения тем из них, кто сожалеет и раскаивается».
Абу Хурайра (р.а.) передал от Посланника Аллаха (мир ему):
«У этой уммы есть два средства для спасения от мучений. В скором времени они потеряют одно из них, а второе останется навечно. Из этого благородного аята можно понять, что верующим в ахирате будет проявлена милость путем оказания помощи заступничеством. В Судный день все семь кругов Ада откроют свои ворота и брызнут огнем на воскресших из мертвых, которые будут собраны на площади Махшар. Все кругом будет объято их пламенем. Наблюдавший за этим ужасом Посланник Аллаха (мир ему) взмолится Преславному Аллаху со стороны Иерусалима. Он заступится перед Всевышним за свою умму, чтобы спасти их от этой беды. После этого Джабраиль (мир ему) скажет:
- О, Расулюллах! Сними свою благословенную рубашку, стряхни с нее пыль и своими глазами увидишь дела Аллаха Тааля.
Расулюллах снимет свою благословенную рубашку. По воле Аллаха Всевышнего, над собравшимися на Махшаре появится огромная туча, и ее тень укроет всех от солнечной жары.
Джабраиль (мир ему) еще раз молвит:
- О, Расулюллах! Проведите рукой по Вашей благословенной бороде.
Когда Посланник Аллаха (мир ему) сделает так, как было сказано, появится дым с запахом мускуса и благовоний и словно экран закроет собой площадь Махшар от огня семи ворот Геенны. Так Аллах своей милостью защитит верующих. Огонь не сможет проникнуть ни с какой стороны и не нанесет никакого вреда.
От Ибн Аббаса (р.а.) предано такое изречение Посланника Аллаха (мир ему):
«Нет ни одной общины, чтобы некоторые из них не оказались в Раю, а некоторые в Аду, и только из моей уммы все будут в Раю».
Один сельчанин по имени Матрак ибн Джадаль пришел к Расулюллаху и задал вопрос:
- О, Мухаммад (мир ему)! В чем заключается превосходство твоей уммы по сравнению с другими общинами?
Посланник Аллаха ответил:
- Превосходство моей уммы над другими общинами подобно моему превосходству по сравнению с другими пророками.
Сельчанин спросил:
- Например, как?
- В Судный день на место Махшар придут пророки. У кого-то из них всего один последователь, а за кем-то последовали два или три человека. Очень мало пророков, у которых более десяти последователей. А количество моей уммы не известно никому, кроме Аллаха Всевышнего.
- На сколько частей разделится твоя умма в Судный день?
- На четыре части, каждая из которых будет в Раю.
- Какие это группы? Какие деяния они совершили?
- Они засвидетельствовали единство Аллаха и что я являюсь истинным пророком.
- Засвидетельствовавшие это из числа шахидов?
- Да.
- Кто входит во вторую группу?
- Их расчет будет легким, и затем они войдут в Рай.
- А кто третьи?
- Это те, с кого будет спрошено за малые и большие грехи, после чего они войдут в Рай.
- Почему они будут подвергнуты расчету?
- У этих имеется много грехов, поэтому.
- А что сделают с их грехами?
- Их перекладут на мушриков.
- Почему на мушриков возложат чужие грехи?
- Они сотворены для Огня. Из-за своего многобожия и неверия они попадут в Ад. Грехи правоверных также будут возложены на них.
- Был ли ниспослан аят об этом?
- Да, Аллах Всевышний сказал: «Они непременно понесут свое бремя и другое бремя вместе со своим бременем».
- Какие же они несчастные, коли понесут и чужие грехи. О, Расулюллах, а кто же входит в четвертую группу?
- Они войдут в Рай благодаря моему заступничеству.
- Субханаллах! Разве можно войти в Рай и по твоему заступничеству?
Посланник Аллаха (мир ему) улыбнулся и сказал:
- Разве ты не знаешь, что ключи Рая находятся у меня и в Судный день я буду стражником Рая?
- Почему бы мне не быть вместе с тем, кто будет стражником Рая и в чьих руках ключи от райских ворот? Если я уверую, откроешь ли ты для меня ворота Рая?
- Да, открою.
- Откроешь ли членам моей семьи?
- Если они уверуют, им тоже открою.
Сельчанин произнес свидетельство веры и стал мусульманином, а затем спросил:
- Что мне ответить, если меня спросят, кто я?
- Скажи мусульманин.
- А что означает мусульманин?
- Это значит человек, спасшийся от огня Ада.
- Меня зовут Матрак. Я хочу, чтобы ты дал мне другое имя.
- Пусть тебя зовут Муслим.
Сельчанин всегда гордился этим именем. А еще он спросил:
- О, Расулюллах! Есть ли другое название членов твоей уммы?
- Еще их называют муминами.
- Что означает мумин?
- Тот, кто защищен от ужасов Судного дня.
- Совершает ли мумин грехи?
- Если они не станут совершать грехов, то Всевышний Аллах приведет другое племя, совершающее грехи. Он простит им грехи и введет их в Рай. Так Он проявит Свое милосердие и благосклонность.
- Альхамдулиллах, что Он сделал меня одним из твоей общины.
- Разве может быть благо превыше этого, если Аллах спас тебя от неверия и Ада, привел тебя к вере? Он освободил тебя от земных поклонов идолам Лату и Уззе и принял в услужение к Себе.
Мухаммад (мир ему) является милостью для всех миров, в том числе и для мира шайтанов. Передают, что когда Иблис был отвергнут и изгнан, Аллах дал повеление одному ангелу. Этот ангел каждый день шлепал Иблиса по затылку. Он бил так сильно, что боль от удара не стихала до следующего дня. Так продолжалось до прибытия Посланника Аллаха (мир ему). Когда Расулюллах был направлен пророком для всех сотворенных и был ниспослан аят: «Мы направили тебя как милость для миров», шайтан завопил: «Я тоже нахожусь внутри этого мира, не лишай же и меня этой милости». Аллах Всевышний приказал тому ангелу не бить больше шайтана, чтобы и он не был лишен этой милости.
Уж коли Аллах Всевышний ради уважения к Своему Любимцу запретил наносить удары проклятому Иблису, то можно надеяться, что в Судный день Он простит наши бесчисленные грехи и избавит нас, непокорных, от мучений.
Передают, что в тот год, когда родился Мухаммад (мир ему), была такая страшная засуха, что на земле не осталось даже ни одного зеленого листочка. Засуха прекратилась в тот день, когда он появился на свет и стал милостью для миров. Из-за его благодати нужда превратилась в изобилие. Это было такое изобилие, что весь мир наполнился продуктами. Поэтому этот год назвали “годом изобилия”.
Как только переставали идти дожди, Посланник Аллаха читал молитву-дуа, которая тотчас исполнялась, и начинались обильные дожди.
Рассказывают, что в тот год, когда достопочтенный Пророк (мир ему) совершил переселение из Святой Мекки в Лучезарную Медину, в племени курайш был такой голод, что люди от голода ели мертвых собак. От беспомощности, они отправили Абу Суфьяна к Расулюллаху (мир ему) и попросили его прочитать дуа. Посланник Аллаха прочел молитву. Народ избавился от нужды, и наступило изобилие. Нет возможности написать обо всех подобных примерах. Приведенные нами здесь примеры словно капля в море. Милостью была не только жизнь Расулюллаха (мир ему), но и после своей смерти он продолжает оставаться милостью.
Не случайно, он сам говорил: «И моя жизнь, и моя смерть – это для вас добро». А также он говорил: «В моей жизни заключается добро для вас. Ибо я решаю на земле ваши затруднения, избавляю вас от сомнений. Я тружусь для этого. В моей смерти тоже есть добро, поскольку каждый понедельник и четверг ваши деяния будут доходить до меня. Если у кого-то хороших дел больше, я буду этим доволен, буду радоваться этому и просить Аллаха принять их. Если у кого-то больше грехов, я попрошу прощения за него и помолюсь о том, чтобы ему отпустили грехи и вместо них записали воздаяния».
Сподвижники спросили:
- О, Расулюллах! Как же это возможно после того, как тело в могиле истлеет и превратится в прах?
Расули Акрам (мир ему) ответил:
- Разве вам неизвестно, что тела пророков запретны для земли, то есть их тела не истлевают в земле?
В одном риваяте говорится о том, что пророки в могиле остаются живыми и бывают заняты поклонением Всевышнему Аллаху.
Из книги "История Пророков"