Фото: Jack_Aloya/ shutterstock.com
Слово «нисаб» переводится как «основа всего», «корень», «наименьшее число, количество».
Терминологическое значение этого слова – мера состоятельности, определенная для таких видов поклонения, как закят, фитр и курбан. Нисаб также можно определить, как нижнюю планку богатства или наименьшую границу состоятельности.
Согласно религии, каждый человек, который обладает некоторыми средствами, исключая долги и предметы первой необходимости, считается состоятельным.
Так как с религиозной точки зрения, лица, владеющие средствами в количестве нисаб, находятся выше черты бедности или, говоря иначе, не опустились ниже уровня состоятельности, они не имеют права на получение закята и садака. Поэтому, такие люди в праздничные дни (при наличии других условий) должны (ваджиб) совершать жертвоприношение и выплачивать фитр.
Наименьшая мера нисаба, при которой человек, с религиозной точки зрения, может считаться состоятельным, была определена Пророком Мухаммадом ﷺ , исходя из условий того времени. Эта наименьшая граница также показывает средний жизненный стандарт того времени и критерий богатства.
Можно сказать, что ценности, которые являются эквивалентом при определении нисаба, были самым распространенным признаком богатства. Определение нисаба мерой этих ценностей было сохранено и в последующие времена, когда социальные и экономические условия не претерпели больших изменений.
«Нисаб» – это мера, определяющая наступление ответственности за выплату закята. Следовательно, тот человек, который, кроме долгов и предметов первой необходимости, имеет деньги или материальные средства, с религиозной точки зрения считается состоятельным. По истечении года с момента владения материальными средствами в размере нисаба, он обязан выплатить закят.
Если же материальные средства или деньги не достигли размера нисаба или же не прошло года со дня, когда размер материальных средств достиг размера нисаба, он не обязан платить закят.
Фото: Gulcin Ragiboglu/ shutterstock.com
Термин «хаджат аль-аслия» означает «предметы первой необходимости».
Это вещи и предметы первой необходимости, которые не учитывают в доле нисаба, принятого за наименьшую меру богатства, когда определяется ответственность за выплату закята, фитр и совершение жертвоприношения. Вещи и предметы первой необходимости – это дом, средство передвижения, одежда и продукты, которые требуются человеку, его семье и тем, кто находится на его попечении.
К ним также относятся домашняя утварь, личные книги, профессиональные орудия труда и другие предметы, необходимые в жизни.
Вещи и предметы первой необходимости могут быть разными, в зависимости от времени, среды и условий жизни. Например, для кочевых народов дом не является предметом первой необходимости, тогда как для тех, кто постоянно живет в определенной местности, это является острой необходимостью.
Фото: males_design/ shutterstock.com
Исходя из этого, можно сказать, что при определении хаджат аль-аслия следует обращать внимание, с учетом всех условий жизни, на количество средств, необходимых для удовлетворения собственных нужд и тех, кто находится на попечении, – на питание, одежду, место проживания и образование. При исчислении нисаба закята, фитр и курбана, эти средства не должны входить в расчет. Так как средства, являющиеся предметами первой необходимости, – это то, что требуется для нормальной жизни.
«Мое поклонение»