Зачем нужны мазхабы, если есть Коран и Сунна?
Вопрос.
Почему мы обращаемся к имамам четырех мазхабов при наличии Корана и хадисов?
Ответ.
Единственной целью имамов всех четырех мазхабов было разъяснение Корана и Сунны. Известно много случаев, когда они отказывались от своего первоначального мнения при обнаружении доводов, более соответствующих Корану, Сунне и общему мнению сахабов. Они часто говорили: «Если мое мнение будет противоречить достоверному хадису, то этот хадис и есть мой мазхаб». Эти высказывания упоминаются в достойных доверия трудах.
Тем самым они выражали абсолютную привязанность своих суждений первоисточникам. Ни один из них не считал себя установителем законов. Истинный законодатель – это Всевышний Аллах, и Его законы людям донес Посланник Аллаха (мир ему).
Более того, в вопросах фарзов ни у одного из четырех мазхабов не возникает разногласий. Различия есть лишь в ваджибе, сунне и мустахабе, и все они вытекают из некоторых особенностей, как, например, местность, культура, определённый менталитет и пр.
Мусульмане следуют за имамами мазхабов, так как они разъяснили Коран и Сунну с такой компетентностью, которой после них никто не сможет достичь. К примеру, после Имама А᾿зама никому не довелось брать уроки у 4000 человек, а после Имама Ахмада б. Ханбаля выучить 1 миллион хадисов.
Его высказывание «Если мое слово противоречит достоверному хадису, ударьте им об стену» было обращено к знающим людям, муджтахидам уровня мазхаба, пришедшим им на смену, знавшим методы следования им, полностью владеющим религиозными знаниями.
Большинство из этих личностей знали наизусть десятки тысяч хадисов, имели представление о доводах по каждому вопросу, о сильных и слабых сторонах имамов мазхабов, в совершенстве владели научной методологией. И при этом, постоянно предпочитая путь богобоязненности, в своих поступках были более чистыми, чем требовали в своих фетвах.
Хафиз и факих Имам Навави говорил так: «У мухаддиса Хузаймы спросили: «Есть ли такая достоверная Сунна, которую Шафии не поместил в свои труды?» И он ответил: «Нет». Несмотря на это, из-за неспособности человека охватить все, Шафии оставил людям завет: при обнаружении хадиса, противоречащего его высказываниям, действовать согласно достоверному хадису».
Абу Амр говорил: «Не нужно торопиться поступать в соответствии с этим наказом Шафии. Не каждому факиху дозволено поступать самостоятельно, руководствуясь хадисом, которого он считает доводом. Это лишь о тех, кто в мазхабе удостоился права совершать иджтихад».
Также по этой теме читайте:
Из книги "Ответы ложным толкованиям истинной религии"
Читайте также:
-
Вымышленные хадисы: что должен знать каждый мусульманин?
Хадис 1: «Когда Аллах хочет спуститься на небо нашего мира, то он лично спускается с Трона». Такой хадис мог передать только Даджжаль. Как сказано в книге Суйуты «Зайлу-ль мавду’ат», эти слова в качестве хадиса передал Абу Бакр Мухаммад ибн Иса ат-Тарасуси. Тарасуси, в свою очередь, сказал, что передал эти слова от Нуайма ибн Хаммада. Тот передал от Джарира, а Джарир от Лейса, а он от Бишра, а он от Анаса. После этго Суйуты критикует эту цепочку передатчиков, говоря: «Нуайм ибн Хаммад уже не раз передал недостоверные хадисы.
-
Брать еду левой рукой - харам?
Большинство ученых считает, что брать еду правой рукой...
-
Достоинства совершения таравих-намаза в Рамадан
Таравих-намаз во время месяца Рамадан обладает статусом обязательной сунны как для мужчин, так и для женщин. Таравих-намаз является отличительной чертой месяца Рамадан и совершается ежедневно в течение священного месяца. Для мужчин лучше всего совершать данный намаз в мечети с джамаатом
-
Распространяются ли на рыбу правила забоя по стандарту халяль?
Так же как перерезание горла для крупных животных является способом забоя, соответствующим нормам Ислама, не причиняющим животным никаких страданий и направленным на то, чтобы их кровь была полностью выпущена наружу, точно так же и трепыхание выловленной из воды рыбы, не причиняет ей никакого страдания.
-
Этот намаз совершается, когда не знаешь, как поступить
В жизни часто бывают ситуации, когда мы стоим перед тяжелым выбором. Мы не знаем, принесет ли нам то или иное деяние благое или обернется ошибкой. В такие моменты на помощь приходит истихара. Истихара означает обращение к Аллаху и стремление к Его благу. Аллах знает то, что не знаем мы. Аллах знает исход и последствие каждого дела, и мы просим Аллаха вести нас к тому, что лучше для нас.
-
Тот, кто желает прощения своих грехов, должен три раза произнести эту дуа
Джувайр передал от Дахкана, он от Ибн Габбаса (р;г.), а он от Пророка (с.г.в.). Пророк (с.г.в.) сказал: «Мусавифы погибли». Мусавиф - это тот, кто говорит: «Я скоро покаюсь в своем грехе», а сам откладывает покаяние. Для каждого человека ваджибом (обязательным) является всегда обращаться к Аллаху с покаянием, потому что Всевышний Аллах постоянно принимает покаяние согрешившего.
-
Короткая сура, которая защитит вас от сглаза, зависти и всего плохого
Как мы можем заслужить защиту от Всевышнего Аллаха? Итак, прежде всего, нужно сделать привычкой регулярное чтение этих сур. Так вы получите не только защиту, но и награду за следование Сунне Пророка Мухаммада (мир ему). Сегодня мы поговрим о суре "аль-Фаляк"
-
75 советов из Корана, которые помогут вам стать лучше
Человек желает жить в обществе, основанном на принципах морали и высоких нравах, которые обеспечивают стабильную и безопасную жизнь, ведущую к свободе и счастью для всех людей.