Вопрос.
Почему мы обращаемся к имамам четырех мазхабов при наличии Корана и хадисов?
Ответ.
Единственной целью имамов всех четырех мазхабов было разъяснение Корана и Сунны. Известно много случаев, когда они отказывались от своего первоначального мнения при обнаружении доводов, более соответствующих Корану, Сунне и общему мнению сахабов. Они часто говорили: «Если мое мнение будет противоречить достоверному хадису, то этот хадис и есть мой мазхаб». Эти высказывания упоминаются в достойных доверия трудах.
Тем самым они выражали абсолютную привязанность своих суждений первоисточникам. Ни один из них не считал себя установителем законов. Истинный законодатель – это Всевышний Аллах, и Его законы людям донес Посланник Аллаха (мир ему).
Более того, в вопросах фарзов ни у одного из четырех мазхабов не возникает разногласий. Различия есть лишь в ваджибе, сунне и мустахабе, и все они вытекают из некоторых особенностей, как, например, местность, культура, определённый менталитет и пр.
Мусульмане следуют за имамами мазхабов, так как они разъяснили Коран и Сунну с такой компетентностью, которой после них никто не сможет достичь. К примеру, после Имама А᾿зама никому не довелось брать уроки у 4000 человек, а после Имама Ахмада б. Ханбаля выучить 1 миллион хадисов.
Его высказывание «Если мое слово противоречит достоверному хадису, ударьте им об стену» было обращено к знающим людям, муджтахидам уровня мазхаба, пришедшим им на смену, знавшим методы следования им, полностью владеющим религиозными знаниями.
Большинство из этих личностей знали наизусть десятки тысяч хадисов, имели представление о доводах по каждому вопросу, о сильных и слабых сторонах имамов мазхабов, в совершенстве владели научной методологией. И при этом, постоянно предпочитая путь богобоязненности, в своих поступках были более чистыми, чем требовали в своих фетвах.
Хафиз и факих Имам Навави говорил так: «У мухаддиса Хузаймы спросили: «Есть ли такая достоверная Сунна, которую Шафии не поместил в свои труды?» И он ответил: «Нет». Несмотря на это, из-за неспособности человека охватить все, Шафии оставил людям завет: при обнаружении хадиса, противоречащего его высказываниям, действовать согласно достоверному хадису».
Абу Амр говорил: «Не нужно торопиться поступать в соответствии с этим наказом Шафии. Не каждому факиху дозволено поступать самостоятельно, руководствуясь хадисом, которого он считает доводом. Это лишь о тех, кто в мазхабе удостоился права совершать иджтихад».
Также по этой теме читайте:
Из книги "Ответы ложным толкованиям истинной религии"