Жертвоприношение во время праздника Ид аль-Адха считается обязательным ритуалом для свободных мусульман, у которых есть определенное количество денег (нисаб). Размер нисаба в 2021 году составляет 36 000 рублей. На обязательство приносить жертву в этот праздник указывает Коран и сунна Пророка (ﷺ).
Всевышний Аллах сказал:
«Мы даровали тебе Каусар (бесчисленные блага, в том числе одноименную реку в Раю). Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву. Воистину, твой ненавистник сам окажется бездетным» (аль-Каусар, 1-3).
В этой суре Господь повелел Своему Пророку (ﷺ) и всем мусульманам закалывать жертву. Веление о жертвоприношении пришло наряду с велением совершать намаз, что указывает на важность и достоинство первого религиозного ритуала.
Что касается хадисов посланника Аллаха (ﷺ), то в одном из них сказано: «Кто имеет материальный достаток, но не производит заклание, тот пусть не приближается к месту совершения нами молитвы» (Ибн Маджа).
В другом хадисе Пророк (ﷺ) изрек: «Самое лучшее пред Всевышним деяние в дни праздника жертвоприношения – это пускание крови жертвенного животного. Поистине, придет это животное со своими рогами, копытами и шерстью в Судный День. И будет кровь его возвеличена пред Господом еще до того, как успеют капли ее упасть на землю» (аль-Хаким, Ибн Маджа, ат-Тирмизи).
На этот вопрос подробно ответили ученые ханафитского мазхаба в своих книгах. В знаменитой книге «аль-Фатава аль-Хиндия» сказано: «Путник не обязан приносить жертву в праздник Ид аль-адха» (8 том, 576 стр.).
Актуально! Смотрите также: Правила Курбан-байрама: готовимся к празднику
Если же человек, находящийся в пути, все же пожелает зарезать жертвенное животное, то он получит за это полноценную награду так, будто он заклал это животное у себя дома.
В книге «Бадаиу' ас-Санаи'» имам Абу Бакр аль-Касани (да помилует его Аллах) пишет: «Если человек, будучи путником, принесет жертву, после чего в дни праздника вернется домой, то на нем не будет обязанности повторно резать животное. Если человек в начале праздника будет у себя дома и только затем (допустим, во второй день праздника) отправится в путь, то обязанность принести жертву с него снимается. В том случае, если человек в начале праздника будет в пути, а затем вернется домой до окончания праздничных дней, то он будет обязан заклать жертвенное животное» (7 том, 63 стр.)
Islam-today.ru